Строительство гаража из бруса. Как построить гараж из бруса своими руками: этапы работы (видео)



Гараж — помещение нежилое, может быть построен из любого материала. Однако отнюдь не каждый материал является экологичным. Если ваш гараж будет возведен на даче или участке рядом с жилым домом, лучше отдать предпочтение экологичным конструкциям, например, из бруса. Строя гараж из бруса, вы выбираете современные и безопасные технологии, ведь инновационные пропитки исключают опасность пожара.

Брус обладает массой достоинств, при этом есть определенные особенности этого строительного материала. Поэтому перед тем как рассказать о том, как построить гараж из бруса самостоятельно, разберем плюсы и минусы такой постройки.

Достоинства и недостатки гаража из бруса

Брус имеет следующие достоинства:

  1. Стены из него дышат, пропуская пар, нейтрализуя запах.
  2. Материал создает благоприятный микроклимат, что является важным в случае использования гаража в роли мастерской.
  3. В гараже из бруса практически не бывает повышенной влажности воздуха, так как дерево впитывает лишнюю воду как губка. А это положительно скажется на сохранении металлических частей авто.
  4. Дерево красиво само по себе. Поэтому деревянный гараж в большой вероятностью впишется в дизайн участка загородного дома, сделанного в любом стиле.

гараж из бруса

У дерева есть и недостаток: горючесть. Некоторые автовладельцы считают, что в сочетании с маслами и парами бензина деревянный гараж может быть небезопасен. Однако современные технологии, инновационные пропитки для бруса помогают снизить до нуля вероятность возникновения пожара в гараже из-за воспламенения деревянных стен. Единственно, эти стены надо регулярно обрабатывать огнебиозащитным раствором даже после строительства гаража.

Также в Интернете есть разные мнения о теплоизоляционных свойствах гаража из бруса. Вообще, деревянные дома не нуждаются в дополнительном утеплении. Однако автовладельцы, уже построившие гаражи с мастерскими по такой технологии, отмечают, что стены не очень держат тепло. Их необходимо дополнительно теплоизолировать.

Выбор и приобретение бруса для гаража

При выборе бруса следует обратить внимание на следующие характеристики:

  • насколько выбранный материал сухой, нуждается ли он в дополнительной сушке;
  • нет ли мест повреждения материала: растрескивания, поражения грибком и т.д.

Если есть средства, лучше выбрать не простой, а профилированный брус. Его преимущества перед обычным прямоугольным или квадратным брусом в том, что он:

  • обладает различными выемками и шипами, обеспечивающими более плотное прилегание брусьев;
  • выпилен по заданным размерам, что также помогает в теплоизоляции, не допуская смещения швов и перепадов венцов;
  • отличается хорошими внешними характеристиками: вам не надо тратиться на обработку дерева и дополнительную отделку;
  • дает более равномерную усадку гаража по сравнению с простым брусом.

Единственный недостаток профилированного бруса — довольно высокая цена, оплатить стоимость этого вида материала может не каждый автовладелец. Цена за куб профилированного бруса естественной влажности варьируется от 7800 до 9000 рублей в зависимости от региона нашей страны и бренда компании.

Этапы постройки деревянного гаража

Несмотря на то, выбрали вы профилированный или обычный брус, этапы постройки деревянного гаража будут примерно одинаковыми.

  1. Сначала необходим фундамент для гаража. Он может быть как плитным, так и свайным или ленточным: в зависимости от целей вашего гаража. Если вы собираетесь эксплуатировать помещение часто, лучше отдать предпочтение плите. Основное требование к фундаменту иное: он должен возвышаться над поверхностью грунта хотя бы на 20-25 см. Это позволит дереву не контактировать с почвой. И не допустит гниения.
  2. Далее прокладывается слой гидроизоляции между фундаментом и брусом.
  3. Возводятся стены, они укладываются в сруб. Как это сделать, рассказано ниже. В принципе, можно заказать в вашем регионе готовый сруб, чтобы провести самостоятельную сборку гаража. Это будет немного дороже, но быстрее.
  4. Если в качестве фундамента устанавливается плита, можно пол не крыть доской. Если же фундамент выбран столбчатый, придется делать пол из дерева.
  5. Кладется стропильная система и крыша. У деревянных гаражей она может быть односкатной, имеющей уклон в сторону и назад. Нередко крышу делают двускатной.
  6. Выбираются ворота для гаража: распашные или подъемные.
  7. Далее гараж можно утеплить, если вы собираетесь отапливать зимой, организовывать мастерскую. Чаще всего автовладельцы останавливают свой выбор на утеплении с наружной стороны, которое закрывают с помощью вентилируемого фасада из профнастила или сайдинга.

Рекомендации по возведению

Начинать, конечно же, необходимо с фундамента. Оптимальным будет обычный бетонный пол из обычной широкой плиты. Самое главное условие –опора должна быть очень прочной. Если с полом будут какие-то огрехи, то исправить их будет трудно, в отличие от стен или крыши. После установки пола можно собирать стены.

Сборка стен осуществляется по следующей схеме:

  1. Собираем опорную конструкцию. Обвязка должна проводиться из бруса толщиной 100мм×100 мм. Устанавливаем каркас на основание при помощи резьбовых шпилек.
  2. Делаем уголки. Измеряем вертикаль и устанавливаем небольшие кусочки брусьев под углом.
  3. Сверху устанавливаем шнур или нить – они будут служить ориентиром.
  4. Устанавливаем рейки вертикально, на расстоянии 50-100 см друг от друга.
  5. Добавляем горизонтальные перекладины.
  6. Каркас обшиваем и утепляем.

Для удобства, можно выбрать профилированный брус со встроенными пазами. Предпоследним этапом станет собственно ручная сборка крыши. Для крыши нужно пройти следующие шаги. Ориентируемся на начерченные проекты гаража и подбираем подходящий вариант покрытия. Изготавливаем каркас крыши и прикрепляем ее к основанию здания.

Утепляем крышу. Для этого можно использовать обычную стекловату или дорогой вариант утеплителя. Не забываем и о внутренней части, для нее можно взять гипсокартон. Крыша готова! Займемся полом.

На пол укладываем доски и сверху закрепляем широкие листы из металла. Собираем основу для ворот из цельного бруса. Последним этапом, обшиваем стенки гаража с наружной стороны при помощи профнастила. Ориентируйтесь на свой проект. Чем качественнее он выполнен, тем легче пойдет строительство.

Строительство гаража из бруса своими руками

Теперь разберем перечисленные этапы подробнее. Наш пример — постройка гаража из бруса на столбчатом фундаменте с деревянным полом.

Фундамент

Перед возведением фундамента необходимо определиться с площадкой, отмерить необходимые размеры и снять часть грунта. Площадку для гаража выравнить. Затем при помощи бечевки и колышков надо провести разметку мест установки всех столбов фундамента.

Столбы ставятся по углам гаража, а также вдоль каждой стены и посередине. Для стандартного гаража понадобится четыре столба по углам, а также по два столба вдоль длинных стен, по одному — вдоль коротких, два посередине.

В том месте, где будет столбчатый фундамент, насыпается песчаная подушка не менее 25 см толщиной. Если грунт пучинистый, то все 40 см. Песок поливается водой, трамбуется, на него укладывается рубероид.

Затем ставятся столбы из кирпича или блоков, они соединяются при помощи раствора цемента. Нужный размер определяется при помощи той же натянутой для разметки бечевки. По столбам проходятся битумной мастикой для гидроизоляции, укладываются два слоя рубероида.

Стены

После того, как все просохнет, фундамент окончательно застынет, на столбы укладывается нижний брус, он называется закладным. Если вы приобрели готовое для сборки строение, срубы уже подогнаны. Если же брус обычный, то придется изучить подходящие способы соединения. Например, считается, что подходит для небольшого строения соединения «в полдерева», «в лапу» и другие. Наиболее популярные соединения бруса есть на картинке.

Стены из бруса

После установки закладного бруса, нижней обвязки, необходимо врезать перекрытия пола будущего гаража. Их делают при помощи бруска или доски размером 40 мм, которая уложена на торец. Для гаража необходимо выбирать минимально возможное расстояние между лагами, то есть полметра. В процессе врезки дерево необходимо пропитать антисептической жидкостью.

Затем укладываются новые ряды бруса, используя то же соединение, что выбрано для нижней обвязки. Ряды бруса соединяют специальным клином, нагелем. Для этого оба бруса просверливаются до совпадения отверстий, в них забивается клин из твердой древесины. Требуется соблюдать правило установки нагелей — клин должен быть забит в брус глубоко, утоплен на пару сантиметров, иначе могут образоваться щели во время усыхания дерева.

Крыша

Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил. Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.

Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.

Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.

На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.

Крыша гаража из бруса

При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой.

Полы

Какие полы в гараже из бруса на свайном фундаменте лучше? Самый практичный выбор (по цене, внешнему виду и качеству) — деревянный пол из шпунтованной доски. Его сооружают, закрепляя доски на лагах при помощи саморезов или гвоздиков. Пол необходимо покрасить, покрыть грунтовкой. Если вы занимаетесь ремонтом в гараже, и на пол могут попадать горючие вещества, лучше на месте стоянки автомобиля положить металлические листы.

Въезд и ворота

Въезд в деревянный гараж также выполняется из половых досок 60 мм, которые кладутся на опорный брус. Этот брус врубается в нижний закладной под небольшим углом (около 20-30 градусов), снизу все пропитывается битумной мастикой. Доски прибиваются поперек на брус.

Одновременно с монтажом въезда выбираются и устанавливаются гаражные ворота. Так как гараж из дерева смотрится современно, чаще всего выбираются новые подъемные автоматические. Однако если у вас нет достаточных средств для них, можно приобрести распашные. Брус — стройматериал прочный, стены выдержат любой вид ворот.

Каркасный гараж

Выбор технологии строительства гаражей, в первую очередь, сводится к предполагаемым финансовым затратам. Так, если вы хотите «отделаться малой кровью» и сэкономить не только деньги, но и время, каркасное строительство поможет вам решить проблему. Сегодня эта технология активно используется буквально для всего, начиная от возведения жилых домов и целых поселков, заканчивая приусадебными, торговыми, офисными и другими строениями.

Каркасные конструкции поставляются в готовом, но разобранном виде, и все что вам нужно – лишь собрать их на фундаменте и поставить крышу. Производители гарантируют долгие года эксплуатации даже в неблагоприятных погодных условиях. Деревянные элементы обработаны специальными антисептиками, поэтому таким гаражам не страшны ни грызуны, ни плесень, ни перепады температуры. Дополнительное покрытие защитными составами поможет сделать их даже более огнеупорными, что в случае с деревянными конструкциями будет существенным преимуществом.

Все эти достоинства гарантируют надлежащие условия «хранения» автомобиля, защищая его от непогоды, преждевременной порчи, угона и т.д. И если раньше каркасные деревянные гаражи возводились долго и проблематично, то современные технологии позволяют сделать это буквально за пару дней. По своей прочности легкая конструкция может смело конкурировать с грузными гаражами из пеноблоков или кирпича, а затрат уходит в несколько раз меньше.

Но чтобы каркас стоял прочно и выполнял все предписанные ему обязательства, необходимо обеспечить соответствующие условия – подготовить площадь, сделать надежный фундамент, крышу и т.д. Закладка фундамента отнимает большую часть времени, но это обязательный этап, требующий полной отдачи. Здесь вам может понадобиться строительная техника и помощь 2-3 человек. После этого можно смело собирать каркас, фиксируя элементы болтами и саморезами в одиночку или вдвоем.

Как построить каркасный гараж своими руками

Перед тем как сделать гараж из дерева, следует произвести подготовительные работы – разработать подробный проект, рассчитать, сколько понадобится материалов для фундамента, внешней и внутренней отделки, будет ли внутри отопление и т.д. Делать это нужно сразу, чтобы примерно представлять, во сколько обойдется строительство, и на чем можно сэкономить при необходимости.

Чертежи гаражей из дерева можно посмотреть на сайте производителя каркасных конструкций и соотнести их с предполагаемым местом расположения будущей постройки. Также вы можете разработать свою схему, в соответствии с которой вам подберут каркасную конструкцию. Для хорошего просторного гаража с подъездом и воротами хватит участка площадью 10х10 м.

Ход работы:

  1. Подготовьте территорию для закладки фундамента. Это должен быть абсолютно ровный участок, очищенный от любой растительности и утрамбованный. Чтобы получить необходимую гладкую и ровную поверхность, насыпьте песчано-гравийную подсыпку и разровняйте ее виброплитой.
  2. Для гаражей лучше всего подходит монолитный фундамент, поскольку плита равномерно распределяет нагрузку и одновременно служит крепким полом, который можно облицевать на свое усмотрение (сделать стяжку, положить плитку и т.д.). Но монолитный фундамент подойдет только в том случае, если участок расположен на твердой устойчивой почве. В остальных случаях можно закладывать столбчатый или ленточный фундаменты. Опалубка в траншее под фундамент следует устанавливать с 3-х сторон. Залейте бетонную смесь и оставьте высыхать на 2,5-3 недели.

  3. Когда фундамент полностью высох и затвердел, можно приступать к самому интересному – сборке каркаса. Сделайте нижнюю обвязку из досок 100х50 мм. Не забудьте предварительно обработать все элементы антисептическими составами от гниения и возгорания. Несмотря на то что производители выпускают уже обработанные каркасные «скелеты», дополнительная защита еще никому не навредила. Для возведения ворот и угловых стоек используйте брусья 100х100 мм, а все остальные части (стропила и перекрытия) делайте из брусьев 100х50 мм.

  4. Между элементами нижней обвязки оставьте расстояние в 120 см. Пазы под стойки там можно не делать и крепить каркас гвоздями и саморезами. Этот способ значительно проще и ускоряет процесс строительства. Чтобы сделать каркас прочнее, установите подкосы в углах. По ходу строительства оставляйте проемы для ворот и окон в соответствии с чертежом. Если вы делаете широкий гараж со стеной длиннее 4 м, для потолочных балок лучше использовать доски 50х100 мм, а для продольных элементов – доски не тоньше 50х50 мм.
  5. Через пару-тройку дней каркас будет готов, и можно приступать к возведению крыши. Для этого используются доски 100х25. Обшейте их мягким кровельным материалом, например, битумными листами. Уложите их прямо поверх обрешетки и зафиксируйте. Гаражный чердак не нуждается в утеплении, поэтому одних битумных листов будет достаточно. Если позволяют средства, используйте для обустройства кровли металлочерепицу или профнастил. Эти материалы очень просты в монтаже и сэкономят массу времени. Важно: обязательно установите на крыше слив для дождевой воды. Для этого можно использовать самую простую пластиковую канализационную трубу, разрезанную вдоль пополам. Слив не позволит влаге скапливаться между элементами крыши и предотвратит образование ржавчины.

  6. Обшивать стены каркасного гаража снаружи лучше всего вагонкой класса С. Поверх нее зафиксируйте ветрозащитный слой из вертикально расположенных досок 25х30 мм с прибитым пергамином. Для облицовки отлично подойдет сайдинг, цвет и фактуру которого можно выбрать на свой вкус. Внутри можно утеплить стены минеральной ватой и обшить недорогой вагонкой.
  7. Что же касается окон, то лучше сразу установить двойные стеклопакеты, чтобы предотвратить теплопотери и сэкономить на освещении. Рекомендуется делать не «глухие» окна, чтобы проветривать гараж при работе с краской, маслами и другими токсическими смесями.
  8. Заключительный этап – установка ворот. Здесь можно расслабиться и вдоволь пофантазировать, отталкиваясь от своих предпочтений, размера территории и финансовых возможностей. Если позволяют средства, установите автоматические секционные ворота. Зачастую при строительстве гаражей из дерева своими руками устанавливают крепкие распашные ворота. Ширина проема ворот зависят от размеров вашего авто (стандарт 2,5 м). Чтобы сделать простейшие распашные ворота, изготовьте внутреннюю и внешнюю рамы из металлического уголка и соедините их между собой при помощи металлических полосок. Чтобы применять верхнюю часть рамы как перемычку, зашейте ее полностью металлом. Для каркаса створок используйте металлический профиль 40х25 мм, а затем обшейте стальными листами толщиной примерно 2 мм. Роль засовов будут выполнять железные штыри.

Внутреннее обустройство гаража

Когда большая часть работ позади, остается лишь организовать внутреннюю отделку помещения, чтобы машине было уютно и комфортно при любой погоде. Использовать дорогостоящие материалы для гаража не имеет смысла, поскольку рано или поздно они пропитаются запахами дыма, масел и бензина.

Для обустройства потолка используйте дешевую вагонку, на которую постелите бумагу и положите утеплитель. Чердачный пол устелите доской 25 мм и поставьте приставную лестницу. Это помещение можно использовать для хранения запасных частей, красок, масел и т.д.

Отопление гаража – еще один важный момент, который не стоит упускать из виду. Температура в помещении не должна опускаться ниже +16С, иначе могут нарушиться правила хранения жидких средств по уходу за автомобилем, да и проводить кузовные работы гораздо приятнее в тепле и комфорте.

Важно: Для отопления гаража ни в кое случае нельзя использовать электрические спиральные обогреватели. В противном случае крайне вероятен риск возникновения пожара.

Переносные обогреватели тоже не лучший вариант – их низкой теплоотдачи не хватит даже на небольшое помещение. Оптимальным вариантом будет поставить котел и сделать водяное отопление, установить тепловентилятор на 2 кВт или теплопрожектор на 500 Вт (зависит от возможностей энергопотребления).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: