Реле для холодильника – назначение, советы по подключению, особенности выбора?

Неисправность автоматики и электроснабжения

  • Наиболее распространенная проблема — поломка пускозащитного реле.
    При этом холодильник может просто не реагировать на подачу тока, а может производить характерный «электрический» гул в течении нескольких секунд, после чего ток будет отключен тепловой защитой. Если быть внимательным, то замена реле может быть произведена самостоятельно. Вам нужно запомнить (зарисовать) расположение проводов, снять его (небольшая пластиковая коробочка около компрессора или на нем самом), пойти в магазин холодильного оборудования и попросить такое же. После чего установить его в обратном порядке. Помните, что неправильное подключение реле может вывести компрессор из строя, поэтому будьте предельно внимательны.
  • Другая причина встречается реже, но все же имеет место быть. Это неисправность термостата.
    Из-за ошибочных показаний датчика он может решить, что в холодильнике уже достаточно низкая температура и не будет замыкать цепь компрессора. Диагностика тут проста: снимите термостат (небольшой пластиковый корпус внутри холодильника, на котором расположен регулятор температуры), запомнив расположение проводов. У старых холодильников к нему обычно подключаются 2 провода, которые и являются цепью компрессора. В новых моделях там может быть множество других, но нас интересуют именно эти 2. Замкните их напрямую, минуя термостат. Если компрессор запустился — смело идите в магазин и покупайте замену.
  • Современные холодильники все больше отдают под управление цифровой автоматики. Множество датчиков, контроллеров и сложные схемы позволяют полностью контролировать процесс работы, предупреждая о любых ошибках, делая ее экономной и бесшумной. Но, усложнение любой схемы ведет к неизбежному усложнению её ремонта. Если вы подозреваете, что проблема в контроллерах
    — обратитесь к специалисту по автоматике.

Распространенные неисправности

Чаще всего нарушения работоспособности пускозащитного реле в холодильниках фирмы атлант проявляются из-за:

  • нарушений норм эксплуатации устройства потребителем;
  • резкие изменения коэффициентов расширения частиц внутри соленоида;
  • поломка сердечника катушки и контактов;
  • перегорание спирали;
  • продолжительный простой;
  • окислительные процессы;
  • механические повреждения модуля;
  • обгорание контактов или гнезд;
  • нарушения пружинной пластины.

Рекомендую изучить строение пускозащитного реле. Оно включает:

  • соленоид;
  • два контакта (подвижный и неподвижный);
  • катушка с сердечником.

Прежде чем приступить к устранению поломки реле холодильника Атлант, изучите электрическую схему реле. Без подобных знаний пытаться исправить ситуацию – не следует. Работа вслепую приведет к возникновению более тяжелых проблем.

Советуем прочитать:

Почему бытовой холодильник включается и сразу отключается

Холодильники Stinol: частые неисправности

Основные неисправности бытовых холодильников «Бирюса»: как устранить проблему

Обратиться за помощью компетентного мастера рекомендуют в случае, когда оборудование вообще не запускается при подключении или работает без переключения на отдых. Эти «симптомы» часто сообщают нам о поломках мотора-компрессора. Ремонт будет дорогостоящим, чаще всего необходима замена модуля.

Ремонт пускового реле

Перед тем как приступить к устранению неисправности нужно точно определить ее причину. Для этого разберите каждую деталь, чтобы понять, что будет более выгодным ремонт или тотальная замена узла.

Процесс обеспечиваем следующим образом:

Возьмите безворсовую салфетку, смочите ее в любой жидкости, содержащей спирт, и протрите тканью сердечник, контакты и шток. Перечисленные элементы нужно подчистить при помощи мягкой наждачной шкурки. Не переусердствуйте на этом этапе. Проводим сборку и обратную установку пускового реле. Если работоспособность оборудования не восстановлена, меняем испорченный модуль. На последнем этапе обязательно тестируем систему

Обратите внимание на то, что холодильник должен проработать несколько циклов с заданным интервалом на работу и отдых.

Для проверки работоспособности подключаем холодильное оборудование Атлант к сети. Если описанные действия не помогли исправить проблему, вероятна поломка мотора. Если запуск произошел, но работоспособность не восстановилась, рекомендую проверить размыкатель электросети. Поврежденную деталь нужно снять и внимательно осмотреть.

Установка пускозащитного реле

Специфические знания для проведения замены пускозащитного реле холодильника Атлант – не требуются, но нужно разобрать принцип работы электрической схемы

Рекомендую обратить внимание на то, что в холодильном оборудования Атлант используют реле следующих маркировок:

  • РТК;
  • РТК-Х
  • ПЗР;
  • РТП;
  • РП;
  • Р-З.

Уточнить, какая разновидность установлена в агрегате можно. Для этого достаточно вынуть используемое реле и посмотреть маркировку на нем. Принцип действия у всех перечисленных вариантов – одинаков, но есть различия в их крепеже, потому подобрать альтернативу достаточно сложно, а только правильный тип реле обеспечит полноценную работу.

После покупки помещаем пусковое реле на кожух компрессора. На его поверхности должна быть направляющая стрелка, потому ошибиться при подключении практически невозможно. Согласно инструкции соединение должно быть плотным. Не рекомендую проводить такую работу мастеру, сомневающемуся в своих силах. Замена пускового реле стоит недорого, как и сам расходник. Лучше сразу пригласите мастера на дом. Весь процесс ремонта займет не более 20 минут, что значительно сэкономит ваше время.

Пускозащитное реле – важна деталь, обеспечивающая работу компрессора рефрижератора, потому на ее работу стоит обращать внимание. В случае поломки реле, ремонт не будет дорогостоящим, в отличие от поломки компрессора

Обращайте внимание на то, что именно реле защищает мотор от перегрева и скачков напряжения, это – своеобразный предохранитель. При возникновении подозрений на неисправность проверьте данный узел и по необходимости сделайте замену. Покупка нового реле – мелочь, в отличие от замены компрессора.

Подключение пускового реле

Для того, чтобы установить пускозащитное реле для холодильника Атлант (новое или отремонтированное), не требуются специальные технические навыки или глубокие познания в устройстве электрических схем. Человеку, который хочет подключить новое пускозащитное реле, необходимо приобрести подходящую деталь (РТК, РТК-Х, ПЗР, РТП, РП, Р-3 и другие типы конструкции).

Подключение пускового реле

Принцип действия у них схож, но при этом существуют различия в методе крепления и технических характеристиках. Пусковое реле помещают на кожух мотора-компрессора. На поверхности этого элемента имеется стрелка, указывающая направление. Поэтому ошибиться при подключении сложно.

При отсутствии соответствующего опыта и навыков браться за эту процедуру самостоятельно не следует. Гораздо больший эффект будет от обращения к специалистам по ремонту. Они проведут тщательную диагностику, снимут поврежденную деталь по электрической схеме и поставят новое пусковое реле для холодильника Атлант.

Виды прессостатных устройств

Вариаций исполнения компрессорного блока автоматики всего две. Определение производится исходя из их принципа работы. В первом варианте механизм выключает электромотор в момент превышения установленных пределов уровня давления воздушной массы в пневмосети. Эти устройства называются нормально разомкнутыми.

Другая модель с обратным принципом — включает двигатель, если определяется снижение давления ниже допустимой отметки. Приборы такого типа именуются нормально замкнутыми.

Ремонт пускового реле холодильника

Пусковое реле расположено возле корпуса компрессора, что можно увидеть на любой схеме. При запуске мотора ток проходит через рабочую обмотку, реле и пусковую обмотку. Двигатель запускается. Когда ток проходит через пусковое реле, расположенная в нем таблетка нагревается и отключает пусковую катушку. Это происходит, когда двигатель уже набрал необходимые обороты и использование пусковой катушки не нужно.

Пусковое реле выполняет также дополнительную функцию защиты. Если при запуске ток прошел через пусковое реле и пусковую обмотку, но запуск компрессора не произошел, во избежание перегрева, короткого замыкания и серьезной поломки пусковой ток нагревает спираль из нихрома, выполняющую защитную функцию. Спираль разогревает биметаллическую пластину, которая под влиянием температуры изгибается и отключает двигатель от сети.

Поэтому необходимо своевременно производить ремонт реле холодильника или, при необходимости, поменять его на новое, так как выход из строя этой детали может повлечь за собой более серьезные поломки, устранить которые будет стоить гораздо больше, поскольку неполадки в пусковом реле напрямую влияют на работу двигателя.

Перечислим наиболее распространенные проблемы, возникающие в работе пускового реле:

  • Заклинило сердечник. В этом случае либо совсем не выполняется запуск компрессора, либо его работа останавливается спустя несколько секунд. Распознать неполадки можно по характерным звукам запуска и остановки мотора, а также по отсутствию должного уровня холода в камерах. Недостаточное охлаждение также может быть из-за утечки хладагента.
  • Может сгореть часть защитного механизма – нагревающаяся спираль. Первопричина такой поломки – неисправность двигателя.
  • Поломка нихромовой спирали. Двигатель будет отключаться без видимых причин при нормальном напряжении и потреблении тока.

Не всегда можно самостоятельно определить причину той или иной поломки. Поэтому для грамотного ремонта необходимо вмешательство специалиста.

Ремонт холодильников на дому от в Москве и Московской области – это профессиональный оперативный ремонт любых неполадок в агрегате с длительной гарантией и по приятным ценам.

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТ СТОИМОСТЬ РАБОТ
1 Заправка хладагентом от 1500 руб.
2 Установка мотор-компрессора от 3500 руб.
3 Ремонт испарителя от 2000 руб.
4 Ремонт испарителя «NO FROST» от 2500 руб.
5 Замена испарителя морозильной камеры от 2500 руб.
6 Установка испарителя холодильной камеры от 2500 руб.
7 Установка конденсатора холодильного агрегата от 1999 руб.
8 Устранение засора или замена капиллярного трубопровода от 2100 руб.
9 Замена фильтра осушителя от 1000 руб.
10 Ремонт трубопровода от 1500 руб.
11 Извлечение холодильника из мебели от 1000 руб.
12 Замена термостата от 1200 руб.
13 Замена пускозащитного реле от 1200 руб.
14 Замена нагревателя от 1900 руб.
15 Замена вентилятора от 1500 руб.
16 Замена таймера оттайки от 1500 руб.
17 Замена плавкого предохранителя от 1400 руб.
18 Восстановление теплоизоляции холодильного шкафа от 2400 руб.
19 Замена уплотнительной резины на одну дверь от 2000 руб.
20 Ремонт двери (панели двери) от 1500 руб.
21 Прочистка дренажной системы от 1200 руб.
22 Диагностика 500 руб. -бытовые и 1500 руб. -торговые

*цены указаны без учета стоимости запчастей.

Реле пускозащитное токовое предназначено для запуска компрессора холодильника, а также для защиты двигателя от перегрузок при опасном повышении силы тока. Принцип действия заключается на свойствах биметаллической пластины изменять свою форму при нагревании. Схема реле холодильника состоит из спирали, которая нагревается при прохождении через нее тока и биметаллической пластины, находящейся рядом со спиралью.

Если мотор потребляет небольшой ток, в таком случае спираль, через которую проходит этот ток, нагревается незначительно и не воздействует на пластину. Но при повышении потребляемого тока спираль начинает сильно разогревается, нагревая биметаллическую пластину, которая изгибается, тем самым размыкает контакты цепи мотора — компрессора. Исправность реле тепловой защиты проверятся тестером, сопротивление между контактами должно быть равно нулю. Если цепь окажется разорвана, то реле придется заменить.

Схема реле холодильника состоит: К1 — биметаллические контакты; К2 — неподвижная и подвижная группы контактов питания пусковой обмотки компрессора; R1 — нагревающаяся спираль; L1 — катушка пускового реле; L2 — пусковая обмотка компрессора; L3 — рабочая обмотка компрессора.

Когда мотор — компрессор запускается, но вал электродвигателя еще не начал вращаться, ток потребляемый обмотками весьма большой, и такой ток при прохождении через катушку пускового реле вынуждает подвижную группу контактов выступать из катушки. Таким образом, эта группа перемыкает контакты, через которые передается питание на мотор — компрессор.

После запуска мотора, потребляемый ток падает, так же происходит уменьшение силы тока, проходящая по катушке реле. Но для того, чтобы удержать в верхнем положении подвижную группу контактов величины тока, проходящей по катушке реле тока не хватает. В результате контакты под воздействием собственной тяжести принимают исходное положение, размыкая тем самым цепь питания пусковой обмотки компрессора. Пусковые реле необходимо устанавливать в строго определенном положении, таким образом, чтобы подвижная группа контактов при размыкании, падала под воздействием собственной тяжести.

Возможной неисправностью может быть заклинивание подвижных контактов, которые замыкают цепь питания пусковой обмотки компрессора. При этом мотор запускается на 5 — 10 секунд и отключается или вообще не запускается. Также может быть ослабление пружинной пластины в реле. При этом при нормальном потребляемом токе тепловая защита может отключать питание компрессора. Или же произошло сгорание нагревающейся спирали, которая происходит из — за неисправного мотора.

Схема холодильника Атлант

Бытовой холодильник Атлант, используемый для охлаждения продуктов питания, состоит из таких компонентов:

Электродвигатель компрессора. Запуск обеспечивается за счет пускозащитного реле холодильника. Учитывайте, что этот компонент также минимизирует отрицательное воздействие внешних факторов на агрегат. Цикл работы холодильного агрегата также обеспечивает реле, его исправная работа обеспечивает регуляцию включения и отключения. Эти циклы должны быть равными по продолжительности, если есть нарушения, проверьте исправность датчик-реле. Конденсатор или теплообменный аппарат

Эта деталь холодильника является достаточно важной. Именно она обеспечивает охлаждение хладагента до требуемой температуры и его переход в жидкое состояние

Чаще всего теплообменник находится на задней стенке холодильника, но в отдельных моделях он может располагаться сбоку. От работоспособности этого узла зависит в целом работа агрегата. Вентиляторы. Используются для охлаждения конденсатора. Работают совместно с компрессором, их активность регулирует терморегулятор. Пускозащитное реле. Это устройство обеспечивает запуск однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В стартер входит две обмотки: рабочая и пусковая. Пусковая служит для запуска компрессора, а вторая для поддержки ротора в состоянии непрерывной подачи переменного тока. Терморегулятор (термостат). Основной элемент без которого работа холодильника невозможна. Термостат фиксирует показатели датчиков температуры в холодильной и морозильной камере. Также посредством терморегулятора обеспечивается передача сигнала на пусковое реле. Датчик реле. Обеспечивает переключение узлов из рабочего состояния на нерабочее, отвечает за переключение температур внутри камер.

Учитывайте, что электрическая схема бытовых холодильных установок Атлант спроектирована особенным образом. Что обеспечивает защиту от преждевременного выхода из строя каких-либо узлов.

Преимущества продукции

Положить дверь на мягкую поверхность панелью внутренней вверх.

Как проходит подключение компрессора?

Более того, преднамеренная, тщательно спланированная и организованная коммерчески направленная ложь. Что ж, больше ничего и не остается. Важный момент также безопасность. Схема расклинивания компрессора холодильника Если же после подключение компрессора он не работает, причиной поломки может быть заклинивание механизма.

Капилляр, испаритель, компрессор, конденсатор и соединяющие их трубопроводы составляют холодильный контур. Полезная информация. В результате выходит, что к нашему реле подключено 4 шнура — 2 от конденсатора, и 2 от вилки. Холодильник должен заработать. Выявление возможных неисправностей Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность.

Стыковка патрубков компрессора с заправочной, нагнетательной и отсасывающими линиями должна быть 6 см, а диаметр 6 мм. Поэтому легального импорта абсорбционных холодильников на горючих газах в РФ и многие другие страны нет. Причины неисправности В основном причинами неисправности компрессора служат: Понижение или повышение напряжения в электросети; Скачки напряжения; Перегрев частей холодильника, вследствие непосредственной близости отопительных приборов; Самостоятельные замены неисправных деталей или их ремонт; Повреждения корпуса или конденсатора при перемещении рефрижератора. Электрическая схема холодильной установки Атлант спроектирована таким образом, чтобы предотвратить быстрый выход их строя элементов, которые в нее входят. Как подключить компрессор от холодильника

Неисправности пускозащитного реле и способы их устранения

В домашних условиях отремонтировать реле можно при наличии следующих проблем с контактами:

  • окислились;
  • покрылась ржавчиной;
  • обгорели.

При этом цепь не замыкается и запуск двигателя не происходит.

В первом случае контакты обработайте салфеткой, смоченной в спиртовом растворе. Ржавчину удалите с помощью наждачной бумаги. При обгорании контактов проведите очистку и выравнивание их пятачков.

Если при проверке реле вы обнаружили, что перегорел его позистор, спираль, то неисправную запчасть нужно заменить.

При отключении холодильника даже при нормальном температурном режиме высока вероятность сбоя в работе пластины. Существует 2 типа проблем детали:

  • не пропускает ток при замыкании контактов;
  • залипает и не опускается.

Такие неисправности возникают при искривлении ее положения или окислении контактов. В первом случае пластину нужно установить горизонтально, а во втором выполнить зачистку контактов. Если эти действия не дают положительный результат, то вам нужно покупать новое реле.

Функции элемента

Реле – это небольшая деталь, предназначенная для запуска холодильного оборудования. Посредством этого электромеханического устройства выполняется защита компрессора от чрезмерных нагрузок, оно обеспечивает несколько режимов работы всей конструкции.

Реле осуществляет соединение электрической цепи при заданных параметрах. Оно подает напряжение на мотор компрессора, то есть включает пусковую обмотку. В тот момент, когда нагрузка на двигатель достигает максимальных значений, посредством реле пусковая цепь выключается и прерывается подача тока. Таким образом, обеспечивается защита от перегрузок и других сбоев в работе.

Принцип работы основан на свойствах пластины из биметалла, то есть, композиционного материала, состоящего из нескольких слоев. Пластина увеличивается в размерах при нагревании. Она соединена со спиралью и если двигатель потребляет небольшой ток, тогда изменение ее формы малозаметно. При увеличении тока, спираль передает пластине большее тепло, а она, в свою очередь, разъединяет контакты в электрической цепи компрессора.

Роль реле в механизме очень важна, поэтому различные его неисправности могут привести к выходу из строя всего агрегата. Другое наименование этой детали – переключатель. В холодильниках и морозильниках применяются несколько его разновидностей:

  • токовой;
  • тепловой;
  • контролирующий напряжение.

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

Реле РТП-1 (как вариант — РТК-Х) поставить на стол стрелкой вниз и проверить цепь между гнездами 1 и 3. Или же в модели РТП-1 между гнездом и нижней клеммой (в модели РТК-Х — между гнездом и верхней клеммой). Реле LS-08B положить тыльной стороной вверх и проверить цепь между клеммами и гнездом 2 (или 3 — зависит от модификации). Реле ДХР положить клеммной площадкой вверх и прозвонить между клеммами 1 и 3 (или 4 — тоже зависит от модификации).

При неисправности контакта не будет. Где нет контакта, там и находится причина неисправности. Однако у пусковых реле РТК-Х и LS-08B есть особенность: две пары кантактов. При нарушении одного цепь при нерабочем положении может замкнуться через планку контактодержателя, которая проводит ток. Поэтому нужен еще и визуальный осмотр.

В первую очередь следует зачистить нерабочие контакты самой мелкой шкуркой и промыть спиртом. В реле РТП-1, возможно, придется подогнуть планку с неподвижным контактом, чтобы обеспечить плотное соприкосновение. Теперь всё должно работать.

Всё равно холодильник не запускается? Возможно, нужно таки покупать новое реле. А быть может, дело не в реле, а в самом компрессоре. Чтобы исключить лишние траты, нужно проверить и сам компрессор.

Для проверки вам понадобится несложное устройство из двухжильного провода, штепселя, кнопки звонкового типа, трех зажимов типа «крокодил». С его помощью вы запустите мотор-компрессор без пускового реле, но с защитой от перегрева обмотки. Запуститься можно следующим способом.

Подобрать пусковое реле для вашего холодильника можно на странице https://alm-zapchasti.com.ua/cat/holodilniki/puskovye-rele .

Как починить холодильник? Ремонт холодильника своими руками (схема)

Чтобы иметь полное представление об электрических схемах холодильников, нам необходимо возвратиться в 70-е годы прошлого столетия, где в нашей отечественной технической литературе можно узнать было подробное описание всех видов холодильников тех лет.

В современных схемах мы можем наблюдать: термостат камеры холодного хранения с заземлением, переключатель компенсации температуры, нагреватель, реле защиты от перегрева, компрессор с заземлением, устройство защиты от сверх токов, контакт установленный на дверце и лампу. Устройство защиты от сверх токов представляет собой принцип действия электромагнита, при сверх токах стержень в обмотке притягивается к полюсам магнитопровода, контакт при этом размыкается, происходит разрыв в электрической цепи. При стабилизации тока возвратная пружина приводит стержень в исходное положение и контакт замыкает электрическую цепь.

конденсатор холодильника \змеевик\

Реле защиты от перегрева работает по принципу подвижности биметаллической пластины до определенного нагрева, температурный нагрев устанавливается в резисторе-нагревателе отдающему тепло биметаллической пластине, определенный нагрев резистора создает ток.

Из электротехники нам известно, что тем меньше в электрической цепи сопротивление,- тем больше сила тока, а значит резистор имеет свое определенное сопротивление на температурный режим. Итак пластина под воздействием тепла деформировалась,- контакт разомкнулся.

Температура нагрева пластины понизилась- пластина приняла исходное положение,- электрическая цепь замкнулась. Нагреватель выполнен в виде обыкновенной спирали накаливания. Компрессор установлен в холодильниках однофазный, с коротко замкнутым ротором. В схеме также имеется лампа, включенная в электрической схеме параллельно, с выведенным контактом на дверце холодильника, контакт замыкается при открывании дверцы.

Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт

Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.

Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).

Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.

Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.

Регулировка пускового реле холодильника

Для того чтобы мотор холодильника функционировал максимально полноценно, обязательно должно быть вращение электрического поля, расположенного внутри. Чтобы обеспечить этот момент и исключить то, что заклинил мотор или вовсе перестал работать, требуется подача тока на 3 обмотки в фазе соответствующего значения. Результатом таких действий станет наличие векторного сложения полей, что позволит обеспечить бесперебойное вращение, приводящее в действие ротор.

При исследовании показателей трехфазного реле в сети 380 В можно обнаружить тот факт, что они будут самыми высокими на фоне всех остальных видов подключения. Именно это позволяет использовать данную деталь для промышленного производства, однако трехфазные модели считаются не слишком пригодным для бытовых устройств.

Если будет присутствовать только 1 фаза, то категорически исключено возникновение вращающегося поля, так как требуется наличие 2 векторов. Для получения необходимого показателя в квартире или частном доме, устанавливают компрессор, за счет которого проводится своеобразный сдвиг в напряжении на 90ᵒ. За счет переменного поля, которое получается при вращении, запускается ротор в нужном направлении. Схема с трехфазным напряжением не предусмотрена для использования в частных домах и квартирах.

Причина состоит в том, что подсоединить так провода и запустить аппарат трудно своими руками, так как требуется:

  • Опыт работы;
  • Необходимый инструмент;
  • Отличное знание теории.

Среднестатистическому человеку без опыта работы с электричеством достаточно сложно справиться с поставленной задачей, чтобы запустить систему. За счет одной фазы подключение провести совсем не сложно и не потребуются знания всей электрики.

Схема подключения реле компрессора холодильника

Функция работы реле состоит в том, что оно запускает двигатель, то есть мотор, благодаря которому и работает компрессор. Для того, чтобы понять, как его подключить, нужно понять из чего он состоит.

Основные элементы пуско-защитного реле можно изобразить схематически:

  • неподвижные контакты;
  • подвижные контакты;
  • шток сердечника;
  • сердечник;
  • нагреватель биметаллической пластины;
  • контакты теплового реле.

Теперь перейдем непосредственно к схеме подключения компрессора холодильника.

Для этого нам понадобиться тестер, компрессор и пусковое реле. Выставляем тестер на килоомы или же на омы, и замеряем сопротивление между обмотками компрессора (их будет 3). Измерив сопротивление, смотрим, где получилось наименьшее значение – это и будет рабочей обмоткой. Это значит, что именно ее мы и будем подключать к реле и давать на нее 220 вольт.

В результате выходит, что к нашему реле подключено 4 шнура – 2 от конденсатора, и 2 от вилки. Далее подключаем реле непосредственно к компрессору, и включаем вилку в розетку.

Таким образом можно проверить исправность компрессора. С одной стороны мы подключали реле, с другой – есть 3 трубки. Включив компрессор в розетку, из одной из трубок должен пойти воздух, в другие он должен всасываться.

Проблема в компрессоре?

  1. Снимите компрессор и пускозащитное реле.
    Под ним будет 3 контакта: пусковой и рабочей обмоток и общий.
  2. На современных (особенно импортных) компрессорах на шильдике или наклейках изображают расположение контактов в соответствии с обмотками. Если нет — вооружаемся мультиметром и измеряем сопротивление
    между ними. Сопротивление пусковой обмотки (между контактами ее и общим) для бытовых холодильников будет примерно 13 Ом. Рабочей — 43-45 Ом. Сопротивление между контактами обмоток будет равно суммарному, то есть 13+45=58 Ом. Допустимы колебания в зависимости от мощности и модели агрегата.
  3. Изготавливаем несложный прибор, имитирующий работу пускозащитного реле: к вилке подключаем 2 двухжильных провода, один из которых размыкаем с помощью кнопки. Подключаем прямой провод к рабочей обмотке, разомкнутый к пусковой, общие — к общему контакту. Зажимаем кнопку, вставляем вилку в розетку. Если компрессор исправен — он заведется. После нескольких секунд работы отпустите кнопку, выключив пусковую обмотку.

Если результат неутешительный — можно попробовать понять, в чем проблема. Но ценность этих знаний сомнительна, ведь ремонт компрессора в большинстве случаев стоит дороже, чем покупка нового аналога,

да и не каждая контора возьмется за такую трудоемкую работу. И все же:

  • Проблема, которую вы могли заметить еще при изготовлении своего «реле». При попытке измерить сопротивление мультиметр показал обрыв? Значит обмотки разорваны, контакта нет. Ремонт состоит в том, чтоб намотать их заново, но это слишком кропотливая работа.
  • Поставьте мультиметр в режим прозвона и проверьте, не пробивает ли он на корпус. Один щуп поднесите к корпусу, другим поочередно прикасайтесь до контактов обмоток. Если прибор показал контакт — есть пробой, мотор сломался.
  • При длительной работе под большой нагрузкой (никогда не забивайте полный морозильник теплого мяса!) компрессор может сильно перегреться. При этом происходит оплавление изоляции проводов в обмотке, она начинает работать, не задействуя всю свою мощность. Компрессор сильно греется, не может обеспечить давление для работы в обычном режиме, регулярно срабатывает тепловая защита.
  • Другие, более серьезные аварии, вроде гидравлического удара. Громкий грохот где-то внизу холодильника вы точно заметите и, на будущее, знайте, что после такого компрессор можно просто отнести на металлолом.

«Как проводится замена пускозащитного реле холодильника? Почему реле приходит в негодность? Как самостоятельно заменить пусковое реле? Мы расскажем об этом более детально»

Бытовые и промышленные холодильники – это достаточно сложное инженерное воплощение. Они состоят из множества узлов и электронных плат. Все процессы в холодильном оборудовании взаимосвязаны и поломка одной маленькой запчасти может парализовать работу всего аппарата. То же самое может произойти из-за выхода из строя пускозащитного реле. Данный компонент предназначен для своевременного запуска компрессора. Мотор не в состоянии самостоятельно начать работу без этой маленькой коробочки, которая в свою очередь так же предохраняет компрессор от перегрева и работы на износ. Как только мотор начинает перегреваться, реле размыкает электрическую цепь. Ток не попадает на электрическую цепь и работа прекращается. Это защищает такой важный агрегат от преждевременной поломки.

Как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность

Современные агрегаты оборудованы 2 типами детали:

  • пусковое;
  • пускозащитное.

Функция первого заключается в запуске двигателя и его защите при превышении количества рабочих оборотов. Второе считается лучшим вариантом, так как способно предотвратить поломки мотора, возникающие при чрезмерном превышении температуры. Оно отправляет сигнал о возврате пусковой обмотки в исходное положение, что снижает вероятность выхода из строя запчасти.

Пускозащитное реле устанавливают на холодильниках Индезит, Норд, Атлант чаще. Некоторые владельцы стараются заменить первый вид детали на второй сразу после покупки агрегата.

По принципу работы различают следующие виды пускового реле:

  1. Таблетки. Их основу составляет материал, который расширяется при нагреве. При поступлении тока на пусковую обмотку температура «таблетки» увеличивается, происходит запуск двигателя. О поломке часто свидетельствует звук рассыпавшегося порошка, сопровождающийся наклоном прибора.
  2. Индукционные. Работают на основе электромагнитов. Под действием тока сердечник прижимает контакты к пусковой катушке, они постепенно размыкаются, вызывая запуск компрессора.

Проверку реле на работоспособность проводят, если температура внутри камер выше заданной, холодильник не включается (при наличии тока в сети и отсутствии повреждений провода), двигатель отключается после непродолжительного периода работы.

Процедуру осуществляют следующим образом:

  1. Уточните правильность расположения запчасти. Она должна быть строго в вертикальном положении. Если наблюдаете наклон реле, то сердечник катушки не будет успевать втягиваться за отведенное время. Поправьте положение детали. При отсутствии такой проблемы ищите причину неисправности в другом месте.
  2. Снимите реле. Деталь модели РТП-1 и РТК-Х расположите стрелкой вниз, LS-08В – тыльной поверхностью вверх, ДХР – клеммами к себе.
  3. Проверьте состояние контактов. Если они окислены или сильно загрязнены, то не могут нормально работать. При наличии на гнездах следов горения, диагностику проводить бессмысленно, реле нужно менять.
  4. С помощью тестера проверьте наличие контакта между клеммами. При его отсутствии проведите зачистку контактов наждачкой.
  5. Поднимите пластинку и осмотрите направляющий шток. Если увидите ржавчину, то обработайте его специальным раствором.
  6. При отсутствии вышеперечисленных нарушений проверьте, поступает ли на реле напряжение. Такую процедуру называют прозваниванием. Проводят ее с помощью омметра или мультиметра. Полученные данные о сопротивлении сверяют с таблицей, в которой указано оптимальное значение для каждой модели.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

  1. «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
  2. Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

Немного об устройстве компрессора

Любой компрессор должен быть герметично закрыт. То, что мы видим с обратной стороны внизу холодильника – это кожух, окрашенный обычно в черный цвет. Внутри него в масле в подвешенном и специально закрепленном состоянии находится компрессор.

У большинства бытовых холодильников компрессоры принципиально не отличаются. Они представляют собой поршневой электромотор с пусковой обмоткой, который работает от переменного тока. Если вы хорошо учились в школе или разбирали электрические приборы, то представляете себе, что такое электрический двигатель. В нем обязательно есть обмотка. Понятно, что если двигатель не включается, то и вся система не функционирует.

Поскольку компрессор находится в корпусе, из него сделаны три вывода. Это три штырька, которые торчат в нижней части, образуя треугольник. Один вывод идет от пусковой обмотки, другой от рабочей обмотки, и третий – общий вывод.

Есть, правда, уже более современные модели, в которых регулируемая скорость включения. У такого холодильника компрессор соединен с отдельной коробкой, в которую заключена более сложная электросхема.

Возможные причины того, что электроприбор не включается:

  • компрессор холодильника сгорел;
  • пусковое реле не работает (сгорело);
  • что-то случилось с кабелем, через который подключен прибор.

Как видно, надо вначале проверить кабель, и если с ним все в порядке, обследовать компрессор холодильника.

Бывает и такое, что прибор включается, гудит, горит лампочка, но он не охлаждает, или охлаждает очень слабо. В этом случае, скорее всего, вытекает хладагент (фреон). Необходимо будет вызвать специалиста, чтобы он закачал газ.

Принцип работы пусковых реле

Существует четыре типа реле, среди них:

Токовое

Как и где его можно подключить? Его применяют для двигателей, мощность которых не превышает 370 Вт. Взаимодействие обеспечивается благодаря последовательной связи катушки реле и рабочей обмотки двигателя. Из-за этого проволока, находящаяся в катушке, характеризуется определенным размером сечения.

При установке следует учитывать, что контакты у данного пускового реле компрессора должны быть разомкнуты, а их функционирование с якорем происходит под действием силы тяжести. Замыкание электрической цепи от регулятора к двигателю вызывает возникновение максимально возможной силы тока в катушке реле. Из-за этого происходит сдвиг фаз и запуск двигателя. В данной ситуации требуется защита двигателя от перенапряжения.

Реле пускозащитное РКТ схема — принцип работы

Полупроводниковое

От всех остальных он отличается наличием керамическим элементом, обладающего способами саморегуляции и проводимости. Чтобы подключить холодильник нужно пустить компрессор. Это вызывает повышение сопротивления керамической детали, в результате чего в пусковой обмотке происходит снижение силы тока до минимума (уровень миллиампер). Время запуска реле — 0.35 с. Данный тип пускового элемента используют в агрегатах, мощность которых не превышает 300 Вт.

Тепловое

Вариант токового пускового реле компрессора, не требующий наличия электромагнитной катушки. Источником становится тепло, которое вырабатывается электричеством. Для его сохранения в конструкции реле присутствует биометаллическая пластина, которая после взаимодействует с контактами (две замкнутые пары).

Пусковое реле

Реле напряжения

Функционирует словно электромагнит и состоит из катушки с проволокой небольшого диаметра, намотанной на сердечник. Контакты пускового реле закрытые, открываются только при непосредственном запуске холодильника в работу. Для внутренних соединений применяют клеммы под номером 125, в роли вспомогательных используют те, что обозначены номерами 4 и 6.

Схемы электрических соединений

Если вы разбираетесь в холодильных агрегатах Стинол, то есть способны отличить компрессор от испарителя или разобрать двигатель своими руками, тогда проблем со сменой пускового реле не будет. В противном случае даже не стоит рисковать, ведь одно неверное движение может стать причиной поломки холодильника, причем подключить и отремонтировать его потом будет практически невозможно.

РТК-Х

Пускозащитные реле РТК-Х предназначены для пуска и защиты от токов перегрузки однофазных асинхронных электродвигателей с пусковой обмоткой и короткозамкнутым ротором типа ДХМ-3 (127 В, 2,2 А) или ДХМ-5 (220 В, 1,3 А), которые входят в состав мотор-компрессоров домашних холодильников.

Разработчик и производитель: Орловского завода приборов кондиционирования воздуха и газового анализа, ныне ЗАО «ОРЛЭКС». Точные годы начала и окончания выпуска реле пока неизвестны. Встречаются реле РТК-Х производства с 1971 по 1984 года. Пускозащитное токовое реле РТК-Х пришло на смену пускозащитному реле типа РТП-1, которое было первым отечественным пускозащитным реле, их выпуск начался на заводе в 1958 году. Предположительно в 1985 году реле РТК-Х было модернизировано и стало выпускаться с дополнительным индексом (М) на конце, получило название РТК-Х (М). Все пускозащитные реле РТП-1, РТК-Х, РТК-Х (М) по параметрам полностью совпадают и являются взаимозаменяемыми. Реле РТК-Х (М) кроме Орловского завода приборов кондиционирования воздуха и газового анализа выпускали, а возможно, и сейчас выпускают разные предприятия.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

Применялись в холодильниках: ЗИЛ-Москва, Саратов, Саратов-2М, Ока-6, Донбасс-10, Кодры, Смоленск-6, Визма и других.

Конструкция и принцип действия

Реле РТК-Х является комбинированным, состоит из электромагнитного пускового реле соленоидного типа и защитного теплового биметаллического реле, смонтированных в одном корпусе. Все элементы реле размещены на пластмассовом основании и сверху закрываются пластмассовым кожухом, который удерживается на основании при помощи двух винтов. На кожухе нанесены тип реле, стрелка, указывающая рабочее положение реле, год выпуска и логотип предприятия изготовителя. С обратной стороны основания нанесены параметры реле и обозначение выводов.

Рисунок 1. Конструкция комбинированного (пусковое защитное) реле РТК-Х

Рисунок 1. Конструкция комбинированного (пусковое + защитное) реле РТК-Х: 1 – основание; 2 – корпус катушки пускового реле; 3 – якорь; 4 – стержень якоря; 5 – пружина якоря; 6 – планка; 7 – подвижные контакты пускового реле; 8 – неподвижные контакты пускового реле; 9 – нагреватель защитного (теплового) реле; 10 – биметаллическая пластина; 11 – упор; 12 – контактодержатель; 13 — регулировочные винты; 14 – подвижный контакт защитного реле; 15 – неподвижный контакт защитного реле.

Пусковое реле состоит из пластмассовой катушки 2 с обмоткой, якоря 3 со стержнем 4 и одного нормально разомкнутого контакта типа мостик, состоящего из подвижного контакта (планки 6 с контактами 7) и неподвижных контактов 8. Спиральная пружина 5 во время срабатывания пускового реле осуществляет прижим подвижного контакта к неподвижным. Регулировочные винты в пусковом реле отсутствуют. Тепловое реле РТК-Х на напряжение 127 вольт состоит из подогревателя 9, выполненного из нихрома, биметаллической пластины 10, одного нормально замкнутого контакта (подвижный 14 и неподвижный 15), упора 11 и возвратной пружины, она же контактодержатель 12. У реле РТК-Х на напряжение 220 вольт имеется дополнительный нагреватель R2, который размещен рядом с биметаллической пластиной 10. Дополнительный нагреватель включен последовательно с обмоткой пускового реле и рабочей обмоткой электродвигателя. Этот нагреватель (при малом рабочем токе электродвигателя) повышает чувствительность биметаллической пластины. Регулировка теплового реле осуществляется двумя винтами 13, один (левый) изменяет прижим контактов (положение биметаллической пластины), другой (правый) ограничивает положение биметаллической пластины (с контактом) в разомкнутом состоянии.

Рисунок 2. Электрическая схема комбинированного (пусковое защитное) реле РТК-Х

Рисунок 2. Электрическая схема комбинированного (пусковое + защитное) реле РТК-Х: а – РТК-Х исполнение на 127 В; б – РТК-Х исполнение на 220 В. ДХМ – электродвигатель. БМ – биметаллическая пластина; R1 – нагреватель, R2 – дополнительный нагреватель; КК – тепловое (защитное) реле; КД – пусковое реле; ПО – пусковая обмотка электродвигателя; РО – рабочая обмотка электродвигателя.

Пускозащитное реле РТК-Х работает следующим образом. В момент пуска электродвигателя ДМХ в обмотке пускового реле КД проходящим по ней пусковым током создается электромагнитное поле, которое выталкивает якорь вместе со стержнем, на конце которого закреплен подвижный контакт. Происходит замыкание неподвижных контактов, и пусковая обмотка ПО электродвигателя ДМХ подключается к сети. После завершения пускового процесса магнитное поле в катушке уменьшается, якорь пускового реле КД с подвижным контактом опускаются, происходит размыкание неподвижных контактов и пусковая обмотка ПО электродвигателя ДМХ отключается от сети. Электродвигатель ДМХ остается работать на рабочей обмотке РО. При возрастании тока в рабочей обмотке РО электродвигателя ДМХ выше номинального значения биметаллическая пластина БМ теплового (защитного) реле КК, деформируясь от тепла, выделяемого проходящим через нее током, размыкает нормально замкнутый контакт, тем самым отключает электродвигатель ДМХ от сети. То же самое происходит при повышении силы тока в цепи пусковой обмотки ПО, биметаллическая пластина БМ деформируется под действием тепла от нагревателя R1. После того, как биметаллическая пластина БМ остывает, она принимает прежнее положение, и контакты реле КК вновь замыкаются, происходит повторный пуск электродвигателя ДМХ. Реле РТК-Х при помощи штепсельной колодки располагается непосредственно на проходных контактах на крышке кожуха мотор-компрессора и крепится скобой. Внешние провода к реле присоединяются при помощи плоских наконечников. Материал контактов – серебро.

Краткие технические характеристики

Номинальный ток защитного реле: 2,2 А (РТК-Х исполнение на 127 В); 1,3 А (РТК-Х исполнение на 220 В). Ток срабатывания пускового реле: 4,5 А (РТК-Х исполнение на 127 В); 2,7 А (РТК-Х исполнение на 220 В). Ток возврата пускового реле: 3,8 А (РТК-Х исполнение на 127 В); 2,2 А (РТК-Х исполнение на 220 В). Время срабатывания защитного реле: 15-25 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С и токе 8,4 А (РТК-Х исполнение на 127 В); 20-30 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С и токе 4 А (РТК-Х исполнение на 220 В). Время возврата защитного реле: 34-62 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С (РТК-Х исполнение на 127 В); 40-70 с при температуре окружающей среды 20 ± 2 °С (РТК-Х исполнение на 220 В). Габариты: 53,2 х 53,2 х 46,3 мм (В х Ш х Д) Вес: не более 112 г.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Ремонт бытовых холодильников. Справочник. Второе издание переработанное и дополненное. Автор Лапаев Д. А. – М.: Легпромбытиздат, 1989. 2. Справочник слесаря по ремонту бытовых электроприборов и машин. Четвертое издание исправленное и дополненное. Автор Лапаев Д. А. – М.: Легпромбытиздат, 1986.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: