Самодельный мотоблок – можно ли самому создать приспособление, эффективное в хозяйстве

Собственноручно собрать мотоблок из запчастей – нетрудно. Но, если вы хотите получить качественно сделанный аппарат, устройство, для которого не потребуется доработка, то необходимо обладать определенными представлениями, знать, как пользоваться слесарным оборудованием, а главное – иметь детальное описание строения вашей будущей машины. Лучше всего раздобыть чертежи в Сети.
Если вы желаете соорудить самодельный мотоблок своими руками, идеально подойдут старые мотоциклы и бензопилы. Мотоцикл может быть практически любым. При этом мощность бензопилы должна быть достаточно большой. Отличным кандидатом станут мотоциклы «Урал» или Заз. Наверняка вам интересно, что можно сделать из мотоблока. В этой статье мы немного расскажем об этом.

С чего начать конструирование

Итак, чтобы создать приличный мотоблок вам понадобится:

  • Один или несколько доноров запчастей.
  • Аппарат для сварки.
  • Набор крепежных элементов (болты и гайки разных размеров).
  • Инструменты, вроде молотка, дрели, свёрел и пассатижей.
  • Схема, чертежи, без которых не будет ясного представления о том, что вы делаете.

Это, конечно, совсем не то же самое, что самодельный мотоцикл, который кто-то смастерил, с двигателем от мотоблока. Если вы живете в селе или просто за городом, и имеете собственный участок, где выращиваете какие-либо культуры, то мотоблок станет вам незаменимым помощником. Сегодня самодельные мотоблоки достаточно популярны у сельских жителей.

Покупать такую машину в магазине порой слишком дорого и, возможно, нерентабельно, мотоблоки стоят от 30 тысяч рублей до 200 тысяч. Причем китайские мб – непредсказуемы, и невозможно угадать, сколько они прослужат. Но самодельный мотоблок из мотоцикла обойдется вам даже дешевле моделей с китайским двигателем.

Что нужно для конструирования

Допустим, вы в курсе в общих чертах, как сделать мотоблок своими руками. Перед тем, как с воодушевлением браться за сварочный аппарат, рассчитайте, какова должна быть мощность вашей машины. Наилучшим вариантом донора мотора станет мотоцикл ИЖ Планета 5.4. Либо ИЖ спортивной серии. Если поспрашивать владельцев советских машин, наверняка в гараже у кого-нибудь из них можно будет найти ненужные мотоциклы.

Для справки: мотор Планеты имеет мощность от 16 до 22 л.с., в зависимости от модели и ее вам более, чем достаточно. Система охлаждения двигателя мотоблока должны быть не пассивная, а активная. Помните об этом, чтобы избежать переделки мотоблока. Плюс, вам нужно будет увеличить силу тяги, чтобы мотоблок легче запускался.

Для осуществления всего этого поменяйте клапан на лепестковый. Эта же манипуляция поможет вам в дальнейшем экономить топливо.

Теперь вы имеете представление о том, как собрать мотоблок своими руками. Вам нужен будет редуктор. Чертежи помогут вам понять, как он крепится. Его можно позаимствовать с известного мотороллера «Муравей». Мотоблочную раму можно сварить или свинтить своими руками из подручных материалов. Далеко ходить не нужно, подойдёт мотоциклетная рама. Понадобится небольшая доработка. Для начала отрежьте вилку, где крепится переднее колесо и все остальные части, которые могут помешать вам, установить основное оборудование. Позади рамы понадобится приварить крепление для навесного оборудования. Кстати, если вы действительно нашли мотор от мотоцикла ИЖ «Планета Спорт», то поставьте в него ходоуменьшитель, иначе его сила может оказаться слишком большой для мотоблока.

Если хотите получить колеса, способные пройти по любому участку вашей усадьбы, ведомые ДВС или электродвигателем, то берите их от классических моделей Lada. Ось придется изготовить самостоятельно, и лучше всего подойдет для этого цельный кругляк. Труба не годится ввиду своей ненадежности: если ее использовать, может случиться переломка. Стоит отметить, что самоделки из мотоблока хороши тем, что переделанные машины позволяют осуществлять совершенствование мотоблока.

Как сделать культиватор из бензопилы для дачи

Если вы умеете обращаться с инструментами, а также имеете некоторое представление о принципе работы бензопил, на то, чтобы собрать такое устройство. у вас уйдет максимум один день.

Такими мотоблоками можно легко рыхлить глинистую почву, устранять сорняки на участке, окучивать грядки. При этом благодаря тому, что количество оборотов у двигателя бензопилы достаточно велико, мощность устройства позволит делать все быстро.

Культиваторы такого образца могут оказаться весьма тяжелыми, что достигается за счет веса каркасной рамы, выполненной из металлических уголков или труб, собранных в единую конструкцию при помощи сварки. При отсутствии сварки рекомендуется использовать болтовые соединения, так как это позволит быстро и надежно выполнить монтаж, а сама рама будет разборной и удобной для хранения.

Для его изготовления понадобятся следующие детали: мотор от бензопилы и цепи к нему, стартер, глушитель с бензобаком, колеса. Итак, рассмотрим процесс монтажа подробнее.

С помощью аппарата ручной сварки и уголков изготавливаем основную раму аппарата. Она будет иметь прямоугольную форму с двумя поперечными жесткостями, делающими раму надежной.

На задней части готового каркаса привариваем пластину с подготовленными креплениями для установки двигателя.

Двигатель устанавливается ниже уровня топливного бака. Ёмкость для топлива нужно зафиксировать на сварном кронштейне выше основной рамы на 15 см.

Теперь приступаем к установке промежуточного вала на вертикальных опорах в передней части конструкции. Чтобы можно было надежно закрепить подшипники ходового вала, эти опоры фиксируются на продольных уголках.

На редуктор двигателя одеваются цепи, которые нижней своей частью опускаются к промежуточному и ходовому валу, где и закрепляются на звездочках передаточного механизма.

Пусковую кнопку нужно устанавливать на ручках, которые привариваются к раме нижней частью.

Как поступить с ходоуменьшителем

Ходоуменьшитель. Ваш мотоблок самоделка без него не будет полноценным. Именно благодаря ему вы можете работать на пониженной скорости для окучивания картофеля или нарезания борозд. Если вы забудете об этом моменте при создании машины, может понадобиться переделка мотоблока. В заводских моделях ходоуменьшитель установлен «из коробки» и является частью редуктора. Если же ходоуменьшитель не устанавливать самому, то вы сможете пользоваться мотоблоком, лишь для перевозки грузов или вспашки земли (но не между деревьями и не возле забора).

Дополнительное оборудование

Прицеп – весьма важное дополнение. Чтобы сделать транспортное средство из мотоблока своими руками, нужно будет собирать воедино несколько элементов. Вам потребуется сцепка. Прицеп может быть оснащен сиденьем, для удобной посадки водителя и управления. Чтобы создать подобное оборудование вам потребуются:

  1. Трубы с прямоугольным сечением.
  2. Колёса.
  3. Листы металла толщиной 0,3 миллиметра.
  4. Крепежи: гайки, уголки, болты.
  5. Естественно, инструменты.
  6. Дрель.
  7. Сварочный аппарат.

Рама для прицепа должны быть прямоугольной. Уголок пригодится для создания задней и передней поперечин. Соединив их друг с другом, вы получите решетку. Дальше к продольным поперечинам нужно присоединить четыре угловые стойки. Если хотите создать надёжный самодельный прицеп, то можете приварить еще по одной стойке по длинным сторонам каркаса, но тогда для прицепа не получится изготовить откидные борта. Поверх решетки нужно положить 0,3 миллиметровую сталь, она же пойдет на борта.

Приделайте к двум передним поперечинам лонжероны. Они помогут присоединить ходовую балку, для этого нужно использовать рессоры. Чтобы сделать балку, нужно Т-образно составить два швеллера. Для этого вставьте их друг в друга. Дальше останется лишь снабдить всю конструкцию колёсными осями. Сделайте дышло из прямоугольной трубы, сварите ее в треугольник. Четкой рекомендации, куда ставить сиденье, нет: можно не только на прицеп, но и на дышло. Так происходит модернизация мотоблока. Еще в случае необходимости на него может быть поставлена лебедка.

Приспособления для мотоблока своими руками

Начать разбор самоделок хотелось бы с непосредственного изготовления мотоблоков своими руками. Здесь не идет речь, что агрегат мы будем делать с нуля, ведь это технически невозможно для домашних условий.

Основные рабочие узлы будут взяты от другой техники, нам остается лишь подготовить определенную базу, на которой можно было успешно соединить все органы мотоблока.

Хотелось бы рассказать про мотоблоки дизельные на 4 колесах, самоделка которых будет рассмотрена позже. По своей сути, эти агрегаты похожи внешне и по своим техническим данным на полноценные минитрактора.

Единственным различием является отсутствие у мотоблоков блокировки дифференциала, а в остальном они очень похожи – и присутствие водительского сиденья, и рулевое управление, и наличие двух пар колес.

Понятно, что переделка будет основываться на добавлении к имеющемуся мотоблоку нескольких дополнительных узлов – дополнительной рамы ко второй паре колес, установке руля и кресла, под которым должно находиться управление скоростями и т.д.

Целесообразность самоделок

Несмотря на то что на рынке представлено большее разнообразие навесного оборудования, оно не всегда может подходить под те или иные задачи. Да и соотношение цена — качество порой оставляет желать лучшего. Поэтому многие садоводы-огородники изготавливают необходимые им приспособления для мотоблоков своими руками. Для этого достаточно иметь под рукой дрель, болгарку и сварочный аппарат, а также владеть навыками работы с ними.
Только в отдельных случаях, когда необходимы более точные расчеты и токарные работы, приходится обращаться к узкопрофильным специалистам.

Плюсом в сторону самоделок служит и то, что на любой разборке можно легко найти необходимый узел или агрегат от старого автомобиля, пригодный для конструирования.

Мини-бульдозер

Превратить мотоблок в миниатюрный бульдозер, способный разравнивать небольшие площадки или убирать снег и мусор можно, установив на него отвал-лопату. Для этого используют листовой металл толщиной не менее 3 мм. Нижнюю часть лопаты следует немного загнуть вперед по отношению к общей плоскости, закрепить на ней полоску из плотной резины для уборки снега или обшить жестью (для земляных работ). Для укрепления всей конструкции сзади необходимо приварить несколько ребер жесткости из металлического уголка.

Самоходные грабли

Несмотря на наличие заводских грабель, многие фермеры предпочитают изготавливать их самим с учетом особенностей своего хозяйства: размеров луга, рельефа.

В качестве материалов для грабель используют металлические трубы и каленые прутья. Но как вариант, можно использовать заводские ручные вилы, приварив их к основе. Для удобства работы желательно по краям установить небольшие колеса или лапы-лыжи, которые будут снимать нагрузку на всю конструкцию.

Навесное оборудование для мотоблока Нева своими руками

Специальный самодельный адаптер может сделать из мотоблока Нева маленький трактор и наиболее автоматизировать ведение домашнего хозяйства.

Его элементами являются:

  • рама из металла;
  • поперечная штанга;
  • сцепка;
  • ось, колеса и колесные стойки;
  • раскосы;
  • узлы управления;
  • тележка;
  • удобное сиденье.

Предлагаем ознакомиться Как изготовить культиватор своими руками

Обычная рама для прицепа делается из любой стальной трубы длиной до 2 метров. На один конец к ней крепится при помощи сварки сцепка. Это узел, при помощи которого вся конструкция прикрепляется к фаркопу мотоблока. На другую сторону приваривается поперечная штанга, размер которой стоит выбрать на основании ширины колесной базы техники.

Обычно, адаптер и навесные узлы мотоблока соединяются при помощи одинарной сцепки. Все функциональные агрегаты управляются специальным рычагом с несколькими коленами. При их переключении можно регулировать изменение положения поставленного навесного оборудования. А также можно применять дополнительный рычаг для регулировки прилагаемой силы. В конце на поперечную штангу необходимо прикрепить основание из металла, на котором будет располагаться сиденье водителя.

При большой длине дышла адаптера необходим наиболее мощный мотоблок. Мощность мотора также повлияет на величину колес и размер трубы, из которой в дальнейшем будет собрана несущая рама.

Самым лучшим при эксплуатации на садовом участке считается самодельный окучник дискового типа. Работая с ним необходимо прилагать минимальное количество физического труда. Снижая скорость передвижения, можно увеличить его максимальную мощность, что хорошо сказывается на результатах работы. Подобная дисковая конструкция окучника выгодно отличается своей универсальностью. Таким приспособлением можно делать хозяйственные работы после высадки различных растений и при их интенсивном росте.

В состав дискового окучника входят:

  • стойки;
  • металлическая рама;
  • диски;
  • специальные талперы.

Специальные талперы необходимы для регулирования угла поворота дисков. От этого угла напрямую зависит глубина работы дисков и усилие, которое нужно для выполнения задачи. Чтобы упростить работу человека, дисковый окучник оборудуется несколькими подшипниками скольжения, обеспечивающими удобство и надежность изделия.

Диски необходимо сделать из качественного металла толщиной в 2 миллиметра. Наружные кромки стоит выгнуть, а в центре проделать специальное отверстие для переходников. Они закрепляются на раме окучника. В случае когда нет возможности сделать диски своими руками, то необходимо взять их из старой сеялки или остального похожего оборудования.

Окучник способен иметь изменяемую или фиксированную ширину захвата поверхности. При переменной есть возможность, регулировки расстояния между дисками просто перемещая стойки. Узлы навесного оборудования собираются при помощи сварки или болтовых соединений.

Подобный тип навесного узла для мотоблока очень помогает при уборке картофеля и прочих видов растений.

Картофелекопалка состоит из таких элементов:

  • лемеха;
  • металлической сварной рамы;
  • очистительного барабана;
  • редукционного узла.

Лемехом называется подвижная часть такого оборудования, которая делается из металлических прутьев и нескольких немного заостренных пластин из стали. Очень острые концы и кромки на всей конструкции лемеха необходимо затупить таким образом, чтобы не допустить порезов клубней растений при уборке.

Чтобы сделать крепкую раму, нужны уголок из металла, кусок швеллера и профильная труба. Габариты, а еще масса сварной рамы, которая зависит от массы применяемых материалов и специфических черт конструкции, должны соответствовать размерам и максимальной мощности мотоблока.

Редукционный механизм является наиболее важной частью картофелекопалки. Чтобы сделать его необходимо два цилиндра из металла, выполняющие функцию стаканов для всех соединительных узлов. Подобная конструкция обеспечивает взаимную работу ведомого и ведущего валов. Потом из стальной трубы нужно изготовить ступицы, к которым прикрепляются передаточные звездочки. Эти элементы при помощи специальных призматических шпонок плотно насаживаются на втулки.

Наиболее сложным узлом картофелекопалки является очистительный барабан, в конструкцию которого входят несколько роликовых цепей, одевающиеся на специализированные стержни. Такой узел еще имеет название беличье колесо, которое крепится на двух зафиксированных осях, что делает его подвижным при движении.

Угол наклонения рабочего механизма и глубина копания изменяется при помощи ползунка. Такой ползунок делается из фторопласта, а его технические параметры должны соответствовать характеристикам мотоблока. Это, прежде всего, скорость движения, максимальная мощность мотора и другие параметры. Дополнительно необходимо учитывать свойства почвы.

Далеко не всякий человек способен приобрести для себя заводской снегоуборочный аппарат. Не всегда целесообразно покупать его для нескольких месяцев использования. Вручную очищать всю прилегающую территорию тоже довольно тяжело. Можно изготовить вполне эффективный снегоуборочный механизм для мотоблока своими руками.

Самым легким вариантом можно считать отвальный снегоуборщик. Его составляют несколько основных узлов, которыми являются отвал и адаптер. Последний состоит из нескольких штанг из металла и кронштейнов. При помощи штанг отвал прикрепляется к раме изделия, а кронштейны позволяют обеспечить возможность регулирования его положения в различных плоскостях.

Предлагаем ознакомиться Омез® (Omez®) инструкция по применению

Регулировку можно выполнять как в ручном режиме, так и с помощью рычагов или тягового узла. Подобная система основывается на поворотном механизме, который можно снять с разной транспортной техники или сделать самостоятельно. Для этого стоит применять, как основу, механизмы передних колес автомобиля.

Для того чтобы собрать бульдозерный отвал необходимо сделать каркас из металла, обшитый жестяным листом. Размеры снегоуборщика можно выбирать в соответствии с техническими параметрами аппарата и особенностями убираемой местности. В случае когда дорожки во дворе шириной около 75 сантиметров, то стоит сделать 50 сантиметровый отвал. С таким отвалом можно довольно просто маневрировать при уборке снега.

К нижней кромке отвала, которая находится под углом к ведущей оси рамы, при помощи надежного соединения прикрепляется специальный нож. Когда угол наклона ножа большой, то отвал легко срезает плотные слои снега. Маленький угол помогает передвинуть снег без большого приложения мощности аппарата.

Окучники

Конструкционных решений самого устройства придумано достаточно много, в этом вы можете убедится посмотрев видео-ролики самодельщиков, а также различные сборочные схемы.

Один из примеров устройства регулируемого дискового окучника

Кроме тарельчатых дисков потребуются:

  • две стойки из стальной полосы;
  • два подшипника качения;
  • болты для крепления стоек к раме и регулировки поворотных секторов;
  • поперечина из профильной трубы;
  • Т-образный поводок.

Главное условие качественной работы такого механизма – точность изготовления всех деталей и симметричность установки дисков. В противном случае его будет уводить во время движения с борозды.

Такой подход к формированию парка сельскохозяйственной техники дает возможность учесть в процессе проектирования и сборки инвентаря всех возможных особенностей как участка, так и самого владельца.

Разрабатываемое оборудование для агрегата условно делится на оборудование:

  • универсального назначения;
  • узкоспециализированной направленности;
  • вспомогательное оборудование и устройства, позволяющие упростить управление мотоблоком.

К универсальным средствам относятся прежде всего адаптеры и разного рода прицепы, делающие мотоблок универсальной транспортной платформой как для перевозки грузов, так и в качестве удобного транспортного средства. Отдельные модели мотоблоков способны развивать скорость до 25 км в час. Хотя до комфорта мини трактора здесь еще далеко, но ходить пешком уже не приходиться.

Узкоспециализированные виды оборудования чаще всего предназначаются для выполнения всего 1 или максимум 2 операций. Однако именно это самые востребованные с точки зрения потребительских качеств инструменты для качественной обработки почвы, выполнения операций по уходу за посевами, заготовке кормов и даже применяемые в строительстве.

Отчасти следует заметить, что среди самоделок специального назначения преобладают относительно простые виды инструмента — плуги, фрезы, окучники. Это то, что можно сделать из подручных материалов и при помощи самого простого электроинструмента. А вот более сложные элементы изготавливаются при помощи агрегатов от другого оборудования.

Ну и, конечно, то что облегчает управление — противовес на мотоблок, утяжелители колес и противоскользящие цепи все это позволяет работать с агрегатом круглый год.

Приспособления для землеобработки

Для обработки земли умельцы разработали целый ряд приспособлений, которые превосходят по качеству заводские изделия.

Чаще всего в качестве приспособления для мотоблока используют плуг, выполненный своими руками, так как цены на заводской достаточны велики. Для его изготовления следует использовать листовое железо толщиной не менее 4 мм, из которого вырезается непосредственно сам нож и трубы со стенками такого же размера, для рамы и крепления.

Окучиватель

Устройство для окучивания грядок можно изготовить из двух металлических дисков. Они должны быть одинакового размера диаметром не менее 50 см. Кромку дисков желательно предварительно заточить для лучшего забора грунта.
Крепление их на раму следует продумать так, чтобы была возможность изменять расстояние между дисками в соответствии с шириной грядки.

Как сделать ручной культиватор

Основная часть этой модели самодельного культиватора – это пять стальных дисков-блинов, которые надеты на ось и могут проворачиваться на ней. Три диска из пятисодержат острые Г-образные зубья, представляющие собой рабочие органы для рыхления почвы. По концам оси установлены цапфы с подшипниками, к которым прикреплены стальные скобы, соединяющиеся на деревянной рукоятке.

Схема зубчатого вспахивателя:

  • 1 — диски-блины,
  • 2 — Г-образные зубья,
  • 3 — ось, 4 — цапфа,
  • 5 — стальная скоба,
  • 6 — рукоятка

Диски-блины и ось либо вытачиваются самостоятельно. либо делается заказ на их изготовление на токарном станке. Во внешних поверхностях и в боковых гранях трех дисков сверлится по пять отверстий для закрепления зубьев из стального прутка диаметром 10мм.

Диски с зубьями надеваются на ось, затем устанавливаем цапфы с подшипниками и шайбы. Катясь по почве, диски культиватора зубьями вонзаются в землю и рыхлят ее верхний слой. Острые зубья режут корни сорняков, измельчают почву и способствуют ее аэрации.

Дисковый роторный культиватор

Самодельным роторный культиватором можно выполнять боронование, разбивать крупные куски земли и разравнивать поверхность участка. Схема этой модели изображена ниже на рисунке и носит название дискового культиватора.

Самодельный дисковый культиватор:

  • 1- диск,
  • 2 — ось.
  • 3 — втулка,
  • 4 — скоба большая,
  • 5 — скоба малая,
  • 6 — шток,
  • 7 — труба,
  • 8 — ручка

Рабочим органом дискового культиватора являются полусферические выпуклые диски, приваренные к втулкам. По два полусферических диска надеты на две оси, концы которых закреплены в скобах шплинтами. Труба 7 с поперечной перекладиной, в которую ввинчиваются рукоятки 8 проходит через специальный уступ, приваренный к большой скобе 4. К малой скобе 5 приваривается конец штока длиной 250мм и диаметром 24х2мм с глухим резьбовым отверстием, в которое ввинчивается стержень диаметром 16мм, верхний конец которого (с барашками) выступает над поперечной перекладиной. Стальные диски 1должны иметь полусферическую форму, а сделать их с такой формой из обычных стальных пластин толщиной 4мм нелегко. Нужно сильно ударяямолотком, «выбивать» чаши из заготовок.

Барашки на конце стержня позволяют регулировать угловое положение полусферических дисков. При вращении барашков по часовой стрелке стержень и шток движутся вверх, поднимая вверх малую скобу и внутренние концы осей, вследствие чего угловое положение дисков изменится.

От трактора до катера

Наиболее распространенными переделками из обычного мотоблока является всевозможная комплексная техника и транспортные средства. Правда, последние можно больше назвать самоделками на базе двигателя и трансмиссии устройства.
Картофелесажалки. При большой площади под посадку картофеля идеальным будет устройство, созданное на базе мотоблока. Оно включает в себя сразу несколько элементов. Прежде всего, картофелесажалка снабжена небольшим бункером для клубней.

Перед ним находится плуг, делающий канаву, а сзади — окучиватель, который засыпает и формирует грядку. Все устройства должны иметь возможность регулировки, в соответствии с глубиной посадки и размера грядок.

Мини-трактор. Чаще всего умельцы конструируют всевозможные мини-трактора. В данном случае следует учитывать смещение центра тяжести техники, так как двигатель устанавливается в задней части. Поэтому следует позаботиться о расширении колесной базы задней оси.

В настоящее время в продаже можно найти всевозможные узлы и агрегаты для создания трактора на базе мотоблока, такие как передние оси, тормозная система, всевозможные тяги и рычаги, педали. Но при желании все это можно изготовить и самому, используя подходящие детали от старых авто.

При использовании более мощных покрышек, такой трактор легко превращается в вездеход.

Лодочный мотор. Двигатель от мотоблока также может стать идеальной заменой обычному лодочному мотору. Для этого на корпусе лодки следует сделать необходимое крепление, а стандартную фрезу двигателя заменить на лопасти. В умелых руках мотоблок также может стать основой для создания небольшого автомобиля по типу багги. Правда, на нем не получится передвигаться в городских условиях — это связано с официальной регистрацией транспортного средства в госавтоинспекции. Но он может стать отличным подспорьем в сельской местности для поездок на рыбалку или охоту, за грибами. Также такой «внедорожник» идеально подойдет для осваивания навыков вождения для новичков.

Чаще всего в качестве ходовой части для такой самоделки используют передний мост от «инвалидки», задний — ведущий, может быть установлен от стареньких «Жигулей» или же от мотороллера «Муравей». Кстати, от этого будет зависеть размер используемых колес. Форма рамы и дизайн кузова изготавливаются исходя из условий эксплуатации данной техники. Но не стоит упускать такой момент, как необходимость установки ремней безопасности и дуг на крыше.

Принцип универсальности

Некоторые элементы навески похожи по конструкции и принципу работы. Поэтому можно изготовить оборудование, опираясь на принцип универсальности. Так, например, картофелекопалка может стать картофелесажалкой или окучником. Использование одного узла в подобных конструкциях сэкономит средства, а также площадь для хранения дополнительного комплекта оборудования.

Самым эффективным оборудованием для дачи в сельской местности и для загородного дома является мотоблок. Только как устройство сам по себе мотоблок бесполезен. Для того, чтобы с ним работать, нужно навесное оборудование.

Для владельца небольших участков купить навесы для своего мотоблока будет не очень невыгодно. А вот владельцу большого участка, покупка качественного оборудования быстро окупится. Но, что делать, уже имея мотоблок в хозяйстве и не имея возможности купить для него дополнительное оборудование? Ответ простой: сделайте навесное оборудование к мотоблокам своими руками.

Техника на основе ДВС

Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими собратьями. Это позволяет существенно расширить сферу их использования. Навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, грабель, легко крепится на кронштейне рамы. Также агрегат можно легко трансформировать в каток или домашний мини-трактор.

Задавшись вопросом «как сделать самодельный мотоблок»,прежде всего
необходимо разобраться в его устройстве. Чтобы собрать самодельный мотокультиватор своими руками необходимы, прежде всего, двигатель, трансмиссия и понижающий редуктор.
Для сборочных работ понадобится стандартный набор инструментов: комплект гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарная, и фрезерная обработка некоторых узлов.

Культиватор из бензопилы

Пожалуй, самым оптимальным вариантом при изготовлении самодельного мотокультиватора является использование при его создании двигателя от бензопилы. Плюсами здесь являются производительность и мощность агрегата, нетребовательность к топливу, малый вес и компактность. Да и с комплектующими при его сборке особых трудностей не возникнет. Все необходимое можно найти на авторынке или барахолках.

Общая схема мотоблока:

  • рама мотоблока делается в виде ромба из металлического уголка размером 3200х3200х3200 мм;
  • двигатель монтируется на поперечины сверху, бензобак, как правило, крепится чуть ниже;
  • опоры промежуточного вала крепятся к передним стойкам;
  • опоры ходового вала устанавливаются на продольные ребра

При такой компоновке центр тяжести агрегата имеет заднее расположение (над опорным колесом), поэтому для его смещения можно установить дополнительный утяжелитель спереди.

Для регулировки скорости используется родная КПП, также используются мотоциклетные звездочки (основная и промежуточная,) количество зубьев которых подбирается с учетом необходимой выдаваемой мощности. Рабочие инструменты агрегата выполняются в виде колес с ножами и могут выполнять функцию триммера, мотофрезы или мототяпки.

В качестве альтернативы можно использовать и двигатель от бензокосы, который схож по своим характеристикам с приводом мотопилы.

Мотоблок из мотоцикла

Зачастую старая мототехника может годами ржаветь в гаражах и сараях, но ведь она может легко обрести вторую жизнь. Мотоциклетные двигатели отлично подходят для создания самодельного мотокультиватора своими руками, но чаще всего используются двухтактные двигатели от старых моделей, а также от мотороллеров. Но в последнее время активно стали применяться моторы и от скутеров или мопедов, давая переделкой вторую жизнь поломанной технике.

Преимущества самодельного мотоблока

Даже самые бюджетные мотоблоки от проверенных брендов стоят довольно дорого. Главное достоинство кустарной техники — минимальная цена

. Собирая изделие из собственных или дешево приобретенных составляющих частей, владелец сможет получить в свое распоряжение производительный и надежный агрегат. Устройство можно оснастить граблями и другим навесным оборудованием.

Назначение мотоблока — обработка земли, посадка и сбор урожая. Устройство позволяет бороться с сорняками, если его оснастить косилкой. Зимой его используют на снегоочистительных работах, оборудовав специальным отвалом. Основные преимущества изделия:

  • низкое потребление топлива — стандартного бака хватает минимум на полдня работы;
  • возможность усовершенствования техники для транспортировки грузов;
  • оперативное выполнение большого перечня сельскохозяйственных и бытовых работ.

Зарубежные покупные мотоблоки стоят слишком дорого, а китайские агрегаты часто выходят из строя. Поэтому решение произвести довольно производительное устройство в домашних условиях оказывается выгодным вложением своего труда и времени.

Что понадобится в работе?

Начать следует из определения оптимальной мощности будущего изделия. На этапе планирования необходимо тщательно изучить конструкцию подходящих для использования на вашем участке заводских моделей . Это позволит избежать непредвиденных обстоятельств. Стоит заранее начертить четкую схему расположения каждого элемента.

В работе будут необходимы: болгарка, дрель, сварочный аппарат, слесарные инструменты. Важно заранее позаботиться о приобретении расходных материалов и средств защиты (маска для сваривания, очки, перчатки). Сборка начинается из рамы. Элемент техники можно сварить из стальной трубы нужного диаметра. Далее добавляется цепной редуктор и ходовая.

Агрегаты с электроприводом

При обработке небольших земельных участков хорошим подспорьем может стать культиватор на электроприводе. Наиболее популярной является промышленная модель «Крот». Как правило, электрокультиватор имеет меньшую мощность, а его использование ограничивается шнуром электропитания. Но все же данная техника весьма популярна среди дачников. При этом многие умельцы предпочитают изготавливать самодельный электрокультиватор своими руками.

Принцип работы

Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные

Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.

Вторая жизнь мясорубки

В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.
Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.

Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.

Особенности обращения с техникой

Наибольшее распространение получил мотоблок Архипова с шарнирным соединением между навесным оборудованием и тягачом. Эта особенность позволяет затрачивать меньше усилий во время работы, а создаваемая борозда при поворотах остается равномерной. Глубина вспашки, обеспечиваемая агрегатом, одинаковая на всем участке, а для выполнения операции не требуется приложения дополнительных усилий.

Мотоблок Архипова

Самоходная машина на двух колесах с двигателем от мотороллера ВП- 150 М. Этот силовой агрегат выбирается по конструктивным соображениям: для принудительного охлаждения воздухом головки цилиндра.

На раму агрегата сваркой прикрепляется стальная труба, которая завершается осью, нужной для натяжения тросов, идущих к коробке передач мотора. Натяжение осуществляется качающимся коромыслом, ручкой переключения передач которого является приваренный отрезок стальной трубы. Шаг цепей — 12,7 мм и 15,9 мм. Количество зубьев у звездочек: ходовая ось — 40, вторичный вал — 20 и 60, выходной вал — 11.

Аналогов модели хватает, но у оригинальной конструкции калужского мастера есть неоспоримые преимущества:

Дополнительное оборудование

Навесным оборудованием нередко является:

  • плуг;
  • фреза;
  • грабли;
  • борона.

Закрепляются эти инструменты на специальном кронштейне, установленном позади двигателя.

Картофель выкапывается с помощь специальной копалки, достающей клубни из земли без повреждения. Для уборки скошенной травы или ботвы используются навес-грабли.

С дополнительным оборудованием мотоблок не только обрабатывает почву, но может также использоваться для уборки территории. Если закрепить на блоке бульдозерный нож, он эффективно уберет снег; валиком со щеткой он подметет садовые дорожки.

Прицеп для мотоблока

Мотоблок используется и для перевозки грузов, если имеет прицеп.

Прицеп тоже можно сделать самом

у. Этапы изготовления:

Примечательно, что мотоблок можно превратить в мини-трактор.

Итак, сделать надежную технику можно самому, и при этом обойтись практически без финансовых затрат.

Обработка земли при возделывании приусадебного участка всегда требует определенных физических усилий и времени. Поэтому некоторые владельцы земельных участков со временем обзаводятся мотоблоками, значительно облегчающими данную работу. Их разнообразие сегодня широко представлено на рынке, но при желании его можно сделать и самому, существенно сэкономив при этом средства, и собрав технику под конкретные условия эксплуатации. Многие умельцы предпочитают собирать мотоблок своими руками.

Мотоблок: назначение

Мотоблок – механизированная техника для сельскохозяйственных работ. В зависимости от типа двигателя питается бензином или дизелем.

По сравнению с трактором мотоблок имеет малые габариты, что делает его удобным для обработки земель малой и средней площадей (0,1-1,0 Га).

Характер обработки зависит от навесного оборудования мотоблока:

  • Плуг – для вспахивания грунта;
  • Чеснокосажалка – для посева чеснока;
  • Картофелекопалка – для сбора клубней картофеля;
  • Аэратор – для орошения культуры;
  • Ковш – для уборки снега и грунта;
  • Прицеп – для транспортировки урожая и прочих грузов.

Соответствующие насадки идут на все чертежи мотоблока при условии, что они представлены одним и тем же производителем.

Хотя есть исключения – когда навесное оборудование подходит под все модели. В любом случае благодаря насадкам мотоблок становится универсальным помощником на ферме и не только.

Разновидности культиваторов

Данную технику выпускаются разных моделей:

  • дисковые
  • лаповые
  • ротационные
  • фрезерные.

Практически все культиваторы работают по одному принципу: запускается механическая часть, приводящая в состояние движения приспособление разрыхляющее почву.

От назначения техники зависит её классификация: различие размера, мощность двигателя, функционирование, обширность работы. Учитывая эти критерии, они бывают:

  • лёгкими
  • средней тяжести
  • тяжёлыми.

Для сравнительно небольших участков с мягким грунтом подходит лёгкая техника, обычно это клумбы, теплицы. Средняя по весу техника предназначена для глинистой почвы. Тяжёлая техника является универсальной, она подходит для любых видов почвы.

Различаются культиваторы способом функционирования:

  • ручные культиваторы;
  • с электрическим приводом;
  • на бензине.

Мы остановимся на ручных культиваторах, которые для экономии средств можно изготовить самостоятельно.

Ряд преимуществ ручной конструкций:

  1. Они экономичны, не требуют заправки топливом.
  2. Заменяют несколько приспособлений: лопату, сапку, грабли.
  3. Занимают мало места.
  4. Помогают распределить нагрузку на все мышцы.

Мотоблок: устройство

Тематический агрегат представляет собой колесное шасси, на котором размещен двигатель мощностью до 14 л.с. Мотор питается дизелем или бензином, чтобы задавать ход шасси через редуктор.

В результате пользователь мотоблока без усилий толкает технику вперед, держа ее за ручки. На последних размещены клавиши пуска и скоростного режима.

Ходовая мотоблока представлена двумя колесными осями с толстыми покрышками. Зимой покрышки лучше оснащать цепями, чтобы агрегат не скользил по снегу и гололеду.

А вот для лучшей проходимости по влажному грунту оси с шинами рекомендуется заменять металлическим грунтозацепами.

Альтернативный вариант – гусеничный тракт. Но тогда возникает вопрос: «как сделать гусеницы на мотоблок своими руками и какие материалы и средства для этого применять?».

Для изготовления тематических гусениц энтузиасты используют:

  • Транспортерную ленту и звенья, разрезанные из профильной трубы;
  • Разрезную покрышку от автомобиля и другой транспортной техники.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: