Обязательная вязка арматуры под ленточный фундамент

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней. Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.
По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Виды арматуры

В настоящее время существует 2 основных вида арматуры:

  • Металлическая.
  • Композитная.

Металлическая арматура распространена в большей степени, чем композитная, поскольку она известна уже давно, определены все способы и приемы работы, в деталях известно, как вязать арматуру для фундамента, как ее рассчитать. Все ГОСТы, действующие в этом направлении, рассматривают именно стальную арматуру, на композитную арматуру стандарты появились относительно недавно, в 2012 году.

Виды арматуры

Используется 2 вида металлической арматуры:

  • Рифленый пруток, использующийся для продольных стержней, принимающих на себя максимум растягивающих усилий.
  • Гладкий пруток, применяющийся для изготовления хомутов. Он служит для временного поддержания рифленых стержней в определенном положении, после заливки его функции завершаются.

Известны разные виды композитной арматуры:

  • Стеклопластик.
  • Углепластик.
  • Базальтопластик.

Наибольшее распространение получила стеклопластиковая арматура. Она обладает высокими эксплуатационными качествами, в сочетании с низкой стоимостью. К преимуществам стеклопластиковой арматуры относится малый вес и полная устойчивость к воздействию влаги, исключающая появление коррозии. Дополнительным плюсом можно назвать низкую теплопроводность, облегчающую утепление фундамента. Монтаж стеклопластиковой арматуры значительно легче, поскольку стержни имеют малый вес.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Свойства

Обычная арматура — это стальные гладкие или рифленые стержни различной формы, длины, сечения. Они бывают металлическими, и, кроме укрепления бетонных изделий, успешно используются для монтажа изгородей. В последние годы широкую популярность обрели полимерные.

Схема и узоры для ограждения из арматуры

Обладает теми же качественными характеристиками, что и любой металлический забор. Подготовка и заливка фундамента осуществляются по тем же принципам. Кроме того, такой забор обладает хорошей ремонтопригодностью. Отдельные детали без особого труда можно обновить или заменить при помощи сварочных работ. Бюджетными заборами без особых изысков в большинстве случаев обносят дачные участки. Там очень важна защитная функциональность ограждений. Монтаж их несложный, под силу домашнему мастеру.

Ограда из арматуры и столбов из кирпича

Для забора лучше, если она будет гладкой, круглого сечения, толщиной 25 мм. Ее хорошо использовать как для продольных, так и поперечных деталей. У нее высокий уровень прочности, устойчивости к коррозии. При сварке не имеет никаких ограничений.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Требования, предъявляемые к армированию

Существуют требования, предъявляемые к армировке, они регламентируются нормативным документом СНиП 52-01-2003. Так же в нем есть положения о вязке арматуры.

Основные требования к армокаркасу:

  • Расположить армокаркас нужно таким образом, чтобы он не нарушал технологию заливку бетона.
  • Перед увязкой арматуры в каркас нужно правильно произвести расчет шага прутьев
  • В местах стыков каркаса запрещено использовать подвижные соединения арматуры, вне зависимости от способа стыковки.
  • Важно обеспечить антикоррозионное покрытие.
  • При замене сечений арматуры необходимо обеспечить такой же запас прочности конструкции.

Способы увязки арматурных каркасов

Важно учитывать правильность расположения прутьев угловых соединений и не располагать их произвольно, это вызовет разрушение структуры армокаркаса и может спровоцировать возникновение трещин и внутренних дефектов. Что в свою очередь может повлечь проседания всей постройки.

Способы увязки арматурных каркасов

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Схема распределения стержней каркаса

Лента фундамента при эксплуатации испытывает разные нагрузки, но наиболее опасны для нее напряжения на изгиб. Они компенсируются горизонтальными (рабочими) стержнями, которые располагаются внутри отливки на расстоянии 3-5 см от донной, боковой или верхней частей. Между соседними стержнями не должно быть более 40 см. Толщина рабочих стержней обычно составляет 10-12 мм, но для мощных фундаментных лент диаметр может быть увеличен.

Распределительная арматура (хомуты) устанавливается на расстоянии 50-100 см друг от друга, увеличивать его сверх предельного значения нельзя. Для изготовления используется гладкий пруток диаметром 6-8 мм.

Количество рабочих стержней определяется согласно нормативов СНиП. В минимальном варианте каркас представляет собой конструкцию из 4 рабочих стержней, расположенных по угловым секторам, зафиксированных хомутами (размещаются друг от друга на расстоянии в 0,7 от высоты фундамента). Запрещается погружать в грунт концы вертикальных стержней — появляется опасность коррозии. Если появляется такая необходимость, следует использовать специальные неметаллические подстаканники.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента?

Возведение монолитных железобетонных оснований под здание или сооружение определено комплексом технологических процессов, в который включается армирование конструкций. Данный способ позволяет выдерживать опоре очень большие нагрузки, тем самым обеспечивает прочное положение даже домам сложной конфигурации.

Ленточный фундамент представляет собой монолитное устройство из бетона и металлического каркаса, где последний выполняет основную несущую способность постройки. Поэтому очень важно точно рассчитать параметры будущего строения, количество требуемых материалов и последовательно выполнять все этапы производства.

Пошаговая инструкция

Начало правильного армирования ленточного фундамента

Для выполнения работ используется горячекатаная сталь периодического профиля классов А3 и высокопрочная проволока Вр. Выбор диаметров зависит от предполагаемой (проектной) нагрузки на основание. Монтажные работы ведутся непосредственно на строительной площадке.

После закупки и доставки материала на объект строительства, с ним необходимо сделать следующее:

  • разложить по диаметрам;
  • очистить от грязи;
  • выровнять стержни (если требуется);
  • нарезать заготовки заданного размера.

Укладка готового арматурного каркаса

Прежде чем приступать к монтажу блоков из арматуры, необходимо установить опалубку. Далее устанавливается два пояса: нижний (над землей) и верхний. Каждый слой заливается бетоном.

Сам процесс выполнения работ состоит из следующих стадий:

  • вбить в грунт фиксаторы (куски стержней) в нижней части фундамента для образования защитного слоя бетона;
  • последовательно, уложить все блоки каркасов;
  • все стыки узлов соединить вязальной проволокой;
  • провести выверку установленных элементов.

Вязка стального остова

Оптимальным вариантом считается ленточный фундамент, армированный по прямоугольнику или квадрату. Это объясняется возможность легко определить и установить оси. Вязка – процесс трудоемкий, но считается эффективным.

Работы производятся, вручную, с помощью специального крючка или плоскогубцами.

Для большей устойчивости, армирующий каркас соединяют клеточкой, при этом углы располагают под углом 90 градусов.

Режется кусок проволоки, длинной до 30-50 см, складывается по центру и прикладывается к месту соединения. Затем, в образовавшуюся петлю, продевается крючок, в нее вводятся концы прутьев, которые впоследствии выворачиваются до упора, образуя прочное скрепление.

Существует другой способ вязки – с помощью механических инструментов: шуруповерта (специальная насадка) и электрического крючка. В данном случае технологический процесс значительно ускоряется.

Сложнее выполнять работы по армированию на торцах фундамента. Здесь желательно использовать гнутые прутья, которые надежно соединяют примыкающие. Заготовки крепят в блок посредством жгутов (хомут), а в местах стыка монтируются усиления (П или Г- образной формы).

Полезные советы и рекомендации по тому, как вязать арматуру в ленточном фундаменте

  • Следует особое внимание уделить армированию углов здания, т.е. на этих участках основание несет нагрузку в несколько направлений.
  • Чтобы избежать попадания влаги, стержни не должны соприкасаться близко с опалубкой и грунтом.
  • Для изготовления изделий применяется металл высокого качества, без ржавчины и не бывший в использовании.
  • Не рекомендуется «доращивать» уже готовый каркас. На любое дополнение должен быть расчет.
  • Требуются практические навыки для вязки арматуры.
  • В процессе работы можно чередовать разные способы соединения узлов каркаса.
  • Вязать арматуру только при наличии нахлестов.

Вязка стеклопластиковой арматуры

В последнее время всё больше популярной становиться стеклопластиковая арматура. Она не уступает в прочности стальной, зато намного легче, что упрощает выполнение работ. Одним из важных факторов является тот факт, что стеклопластик не подвергается коррозии. Подробнее о вязке арматуры смотрите в этом видео:

Схему вязки для арматуры данного вида выбирают такие, где не требуется процесс сгибания прутьев. Так как стеклопластиковая арматура очень легко ломается на изгибах и не сохраняет необходимую форму. Особенно, если выполняется армирование углов фундамента.

Старайтесь не выполнять работу по вязке арматуры в одиночку. Удобней и быстрей работать с помощниками.

Как рассчитать арматуру для ленточного фундамента?

Возведение каркаса не отличается большой сложностью, но точность расчетов применяемых материалов позволит вам избежать многих ошибок.

Определим вычисления в несколько этапов.

Для горизонтальной укладки:

  • рассчитываем периметр фундамента (длина всех стен);
  • добавляем длину перегородок;
  • складываем обе величины;
  • полученное число умножаем на 4 (используется четыре ряда стержней);
  • прибавляем погрешность (15%) на захлесты.

Устройство поперечной и вертикальной арматуры:

  • определяем ширину и высоту фундамента;
  • вычисляем периметр (h*2+b*2);
  • получаем количество метров стержней через каждые 0,5 м;
  • делим длину стен на 50 см (рекомендуемый шаг);
  • в итоге выходит число прямоугольников;
  • добавляем два (углы);
  • аналогично высчитываем количество прутьев для перегородок;
  • складывая результаты, находим общее количество (прямоугольников);
  • зная шаг (2,5 м), умножаем на итоговое;
  • прибавляем на потери.

Какой бетон выбрать?

Прежде чем определиться с маркой бетона, необходимо знать назначение будущей постройки, а также какую нагрузку будет нести фундамент, т.е. основная опора. Большое значение придается свойствам имеющихся грунтов на участке.

Для строений из кирпича, высотой от 2 этажей и выше потребуется бетон В25 (М350), а для деревянных стен марки: В12,5 (М150) или В15 (М200).

Состав бетонной смеси стандартный: цемент, песок, щебень и вода. Для увеличения прочностных характеристик будущего сооружения рекомендуется применять специальные добавки. Четкое соблюдение пропорций компонентов и тщательное соединение обеспечивает получение качественной и однородной смеси.

Как рассчитать стоимость материалов?

На сегодняшний день на строительном рынке в продаже имеется арматура различных классов и диаметров стержней. Большинство производителей предлагают продукцию на вес.

Зная требуемое количество металлических прутьев в метрах, можно пересчитать объем в килограммы. Для вычисления существуют нормативные сортаменты, где указан вес (на длину) арматуры по диаметрам.

Востребованность ленточного фундамента объясняется его надежностью и универсальностью. Простота монтажа, длительный срок службы и возможность устройства на любых видах грунта, делают его все более популярным.

Как рассчитать вес арматурных прутьев?

Правильно выполненная вязка арматуры для фундамента ленточного типа не позволяет проседать конструкции под влиянием погодных и сейсмических факторов.

Структура однородного бетона подвержена температурным изменениям еще и потому, что материал обладает низкой степенью пластичности, а также имеет плохую прочность на растяжение.

Желая обеспечить возводимой своими руками постройке длительный срок эксплуатации, нужно ознакомиться с существующими способами армирования ленточного фундамента, о чем будет рассказано чуть ниже.

Результатом армирования является одинаковый коэффициент термического расширения металла с бетоном, приобретенная высокая пластичность и прочность, в итоге фундамент не растрескивается под воздействием внешних факторов.

Видео:

Чтобы высчитать, сколько в целом понадобится материала для упрочнения конструкции, включая количество вязальной проволоки, нужно учитывать форму и тип фундамента.

Так как ленточный фундамент меньше подвержен изгибу, чем конструкция плитного, то для его армирования понадобятся арматурные прутья с небольшим диаметром.

Например, если планируется сооружение одноэтажной постройки, то для упрочнения фундамента достаточно будет прутьев с диаметром 10 – 12 мм, тогда как для укрепления плитного фундамента используют арматуру с диаметром 14 мм и более.

В данном случае правильно будет посчитать не количество металлических прутьев, а их вес для фундамента, учитывая длину материала. Кроме того, зная длину арматурных прутьев, можно вычислить, сколько должно быть в запасе проволоки для фиксирования.

Определить будущий вес арматурного каркаса позволит следующая схема:

  • узнать длину используемых прутов и суммировать показатель.
  • полученную цифру перемножить с показателем веса 1 п. м.

Вес погонного метра для арматуры с диаметром 10 – 18 мм можно посмотреть в таблице:

Диаметр (мм)В 1 м килограммВ 1 кг метровВ 1 т метров
100,6171,620751620
120,8881,126131126
141,210,82645826
161,580,63291633
1820,5500

Вязка арматуры для ленточного фундамента предполагает наличие двух армирующих поясов, которые выполняются из металлических прутов класса А3 и А1.

Материал класса А3 представляет собой ребристую арматуру, которую монтируют в нижней и верхней части фундамента продольно, на нее приходится основная нагрузка.

Арматура класса А1 гладкая, монтируется она вертикально и поперечно. Для упрочнения плитного фундамента применяется только ребристая арматура.

Вяжем арматуру своими руками

В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

  • Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
  • Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
  • Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
  • Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.

Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом

Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.

Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.

Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.

На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.

Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.

Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.

А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.

Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный — с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.

Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.

Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат — проволоку рвёт.

Расчет проволоки для каркаса

Рассмотрим, как правильно нужно вязать арматуру для укрепления ленточного фундамента. Процедуру выполняют при монтаже основания проволокой. Ее изготавливают из низкоуглеродистого сорта стали, она различается так:

  • Обработка. Бывает термическая либо необожженная проволока.
  • Точность изготовления. Материал имеет обычную либо повышенную точность диаметра.
  • Сопротивление разрыву. Классификация на первую либо вторую группу.
  • Покрытие. Изделие имеет защитный слой или нет.

Типы разделения проволоки

Для удобства строителей на рынке реализуют удобный материал — бухты готовых отрезков, у которых концы связаны петлями. Чаще такой комплкт содержит тысячу изделий.

Как рассчитать количество вязальной проволоки

Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.

Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:

  • Диаметр арматуры, которую надо связать.
  • Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
  • Диаметр проволоки и её вес.
  • Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.

Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» — другое.

Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).

Теперь нам надо рассчитать количество вязок и сколько метров находится в 1 килограмме проволоки. Отсюда мы найдём, сколько всего понадобится килограммов проволоки на данное количество вязок арматуры.

На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.

Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.

Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.

Видео: вязка арматуры под ленточный фундамент

Технология вязки арматуры для фундамента не вызовет затруднений даже у неопытного мастера. Подробнее о правильной последовательности действий на следующем видео:

К сведению! Каркас под заливку бетоном лучше делать из металла, защищённого от коррозии специальным покрытием.

Работа с металлической арматурой

Почему не стоит использовать электросварку для арматурного каркаса под фундамент? Есть несколько веских оснований:

  • металл арматурных стержней сильно перегревается в ходе работ. Высокоуглеродистая сталь утрачивает половину своей прочности после обработки сварочным аппаратом. Этот факт особенно важен при формировании углов, именно там чаще всего проявляются все недостатки этого способа;
  • при жёстком способе фиксации опорных стержней нагрузка на каркас распределяется неравномерно. В местах жёсткой сцепки возникает аномальное напряжение;
  • в случае ошибки в сборке придётся снова покупать материал, так как изменить уже будет ничего невозможно;
  • сварочные работы требуют больших затрат на привлечение специалистов (не каждому под силу выполнить такую работу своими руками) и оплату электроэнергии.

В каких случая не обойтись без сварочных работ:

  • При наличии в фундаменте закладных элементов. Эти детали устанавливаются в местах, где прогнозируется наибольшая нагрузка на слой бетона. Эти элементы привариваются к основному арматурному скелету для равномерного распределения нагрузки.
  • Для закрепления продольных соединений. В местах нахлеста арматуры при вязке получается двойной слой. Его и соединяют сваркой. Встык хлысте не соединяют, сечения арматурных стержней не хватит для достаточно прочного сцепления.

Вот и получается, что, как ни крути, а лучше метода связывания арматуры на пересечениях при помощи вязальной проволоки, затяжек-хомутов или стальных монтажных скоб пока не придумали.

Эта работа требует терпения и кропотливости

Важно! Арматурный скелет должен быть размещён в толще бетона. Чтобы каркас не прижимался к материалу опалубки, используют небольшие фиксаторы. Они помогут соблюсти оптимальное расстояние – около 50 мм до поверхности заливки.

Перед тем, как собирать арматурное основание, необходимо установить опалубочные стенки. На дно траншеи укладывают слой гидроизоляции, чтобы предохранить металл от воздействия грунтовых вод

К сведению! Для каркаса разных элементов строительства применяют разный шаг увязывания узла.

ОбъектКоличество ячеекРасстояние между узлами, см
Бетонная плита перекрытия2 на 210-16
Стены2 на 210-16
Колонна2 на 210-16
Отмостка3 на 315-25

Мы уже рассмотрели подробно процесс вязки арматуры крючком вязальной проволокой. Многие спрашивают, можно ли осуществлять вязку арматуры пластиковыми хомутами?

Мнения расходятся. Некоторые специалисты отмечают, что пластик не выдерживает процесса перемещения конструкции. То есть, если каркас для фундамента формируется не непосредственно в траншее, а где-то в стороне и затем при помощи подъёмной техники устанавливается в готовую траншею, то, конечно, пластик может не выдержать такой процедуры. С другой стороны, процесс скрутки значительно облегчается и, к тому же, не требует никаких специальных инструментов. Петли можно вязать вручную или использовать специальный пистолет для хомутов.

В толще бетонапластиковые вставки чувствуют себя превосходно. Они не подвержен коррозии и достаточно эластичны, чтобы выдерживать все необходимые нагрузки

Для вязки арматуры нужно тщательно подобрать хомуты. Самыми лучшими считаются стяжки из полиамида, они выдерживают перепады температур от минус сорока до плюс восьмидесяти градусов. Чтобы проверить пригодность стяжки, её следует сложить пополам. Если треснула в месте сгиба, не годится. В финансовом плане расходы на стяжку будут выше, чем на проволоку.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Отдельно стоит поговорить о вязке стеклопластиковой арматуры для ленточного фундамента. Этот композитный армирующий материал был разработан ещё в шестидесятые годы прошлого века и применялся в основном в строительстве объектов, расположенных в регионах с суровыми климатическими условиями. С развитием технологий стоимость пластиковой арматуры стала доступна массовому застройщику.

В частном строительства наиболее востребован материал с сечением 6-10 миллиметров

Виды композитной арматуры:

  • АСК – стеклокомпозитная;
  • АУК – углекомпозитная;
  • АКК – комбинированная.

Преимущества полимерных прутьев

ПлюсыОписание
Коррозийная устойчивостьЭтот материал не восприимчив к атмосферному и химическому воздействию.
Низкая теплопроводностьНе образует мостиков холода даже при сильных морозах.
Отсутствие электропроводностиНе мешает прохождению радиоволн и не проводит ток.
Малый весПолимерные прутья легче металлических в восемь раз.
Высокая прочностьПо прочности на растяжение пластиковая арматура превосходит металлическую в два – три раза.
Отсутствие продольных швовПластиковый прут продаётся в бухтах по сто пятьдесят метров. Можно значительно сэкономить на отсутствии обрезков.
Лёгкость в монтажеДля вязки арматурного каркаса из пластика не нужны никакие специальные инструменты.
Простота перевозкиБухта пластиковой арматуры весит всего коло десяти килограмм и легко помещается в багажник автомобиля.

Недостатки

МинусыОписание
СтоимостьЦена пластикового прута примерно в полтора раза выше, чем металлического.
Низкая прочность на изломВ сравнении с металлическим аналогом пластик – довольно хрупкий материал и легко ломается.

Важно! Стеклопластиковую арматуру нельзя использовать для перекрытий и несущих конструкций.

Для скрепления композитных стрежней можно использовать обычную вязальную проволоку и пластиковые крепления. Для изготовления нижнего армирующего пояса лучше использовать стальную или алюминиевую проволоки. В целях упрочнения стеклопластикового каркаса в местах повышенной нагрузки на фундамент следует комбинировать металлическую и композитную арматуру.

В остальном работа с композитным материалом не отличается от формирования каркаса из металла.Расстояния между прутьями и принцип вязки те же

Статья по теме:

Как создать качественные бетонные смеси: таблица пропорции бетона на 1м3. В статье мы подробно расскажем о том, какие компоненты необходимы и как их правильно смешивать, чтобы получить качественный материал.

Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель

Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.

Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.

Моё ноу-хау — я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.

Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.

Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.

Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой — буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.

В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.

Как вязать арматуру для фундамента вручную: схема, видео

Ленточный фундамент часто используется в качестве основы для сооружений. Это замкнутый контур, напоминающий железобетонную ленту, который устанавливается по периметру несущих стен здания. Такой фундамент оптимизирует нагрузку на основание, распределяя ее по всей площади дома, что повышает сопротивление здания к проседанию и препятствует его перекосу.

Такая конструкция позволяет создавать различные здания, включая деревянные дома и монолитные сооружения из бетона. Кроме того, для нее требуется гораздо меньше материалов и подготовительных работ, что позволяет сэкономить на строительстве, но для качественного основания, необходимо хорошее армирование лент, которое производится с помощью связной арматуры.

Особенности ленточного фундамента

За длительную историю строительства люди научились применять бетон для укрепления построек и только несколько веков назад, человек догадался закладывать в бетон стальные прутки. Таким образом получив железобетонную конструкцию и значительно увеличив допустимую нагрузку и срок службы подобных сооружений. На сегодняшний день эта практика используется повсеместно.

Существует много разновидностей фундаментов, но для постройки малоэтажных домов из кирпича, шлакоблока, бруса или при монолитном возведении принято использовать ленточные фундаменты. Такое распространение он получил благодаря ряду плюсов:

  1. Простота технологии.
  2. Может использоваться для зданий с цокольными этажами.
  3. Возможен монтаж без использования строительной техники.

Но у ленточных фундаментов так же есть и отрицательная сторона. Его можно возвести без сложностей и дополнительных затрат на сухих или каменистых основаниях. При монтаже на участках почвы с высоким содержанием влаги или возможностью подтопления требуется значительное увеличение глубины фундамента, что повышает его стоимость.

Ленточный фундамент заливается под все несущие стены, а в идеальном варианте, под каждую стену. Он имеет замкнутую форму

Укладка и вязание арматуры

Для создания и укрепления ленточного фундамента используется обычная арматура, скрепленная между собой в одну конструкцию. Основная нагрузка приходится на нее, что увеличивает срок жизни фундамента.

Для работы необходимо выбрать правильную арматуру. Для этого подойдет материал с индикатором K — устойчивый к коррозии. Используют и индикатор C, но он рассчитан на соединение путем сварки.

Перед тем как вязать арматуру для фундамента, необходимо выбрать способ ее соединения. Зачастую используют вязание, что позволяет скрепить части с помощью обычной проволоки. Для этого используют три соединителя:

  • проволоку;
  • пластиковые хомуты;
  • пластиковые хомуты с металлической сердцевиной.

Чаще всего используют проволоку, ведь это надежный и проверенный вариант. Но пластиковые хомуты более удобны, быстрее крепятся и не требуют инструментов. Их единственный недостаток — плохая фиксация, но он проявляется лишь при нагрузке на каркас перед заливкой. После застывания бетона пластиковые хомуты не уступают по свойствам проволоке.

После выбора арматуры и соединителя нужно определиться со способом вязания, который зависит от инструмента.

Инструменты для вязания арматуры на фундамент

Так как правильно вязать арматуру на фундамент вручную достаточно сложно, для этого используют инструменты. Они позволяют ускорить процесс и существенно улучшить качество креплений. Хороший инструмент обеспечит быстрое армирование ленточного фундамента.

Среди основных инструментов для вязки арматуры используют:

  • вязальный крючок;
  • дрель с насадкой;
  • вязальный пистолет;
  • самодельный крючок.

Иногда используют пластиковые фиксаторы (бобышки), но они неудобны в работе и требуют готового основания. Все инструменты действуют по схожему принципу, используясь для «смотки» проволоки после ее вязания. Отличается лишь вязальный пистолет, который самостоятельно захватывает конструкцию и обвязывает ее.

Однако ленточный фундамент неудобно вязать с помощью него, так как область работы мала.

Практичным и универсальным вариантом является вязальный крючок. Это профессиональный инструмент для соединений, который можно использовать везде. Он компактный и может использоваться при вязке арматуры в ленточном фундаменте. Самодельный крючок копирует его, являясь обычным крючком на рукоятке.

Для ускорения процесса используется дрель с насадкой. Она быстро проводит смотку соединений до упора, надежно закрепляя конструкцию. Правда, если инструмент большой, то он будет неудобен при вязке ленточного каркаса.

Принцип работы всех инструментов схож — смотка проволоки на каркасе. Поэтому выбор зависит от личных предпочтений и на результат не влияет.

Схема вязания арматуры для ленточного фундамента

Вязать арматурный фундамент вручную достаточно просто. Перед этим нужно правильно установить каркас. Для этого подойдет следующая схема ленточного каркаса:

Количество поясов армирования зависит от длины и высоты ленточного фундамента. Если конструкция проста, то дополнительные прутья в одном поясе отсутствуют, схема превращается в обычный куб с восемью креплениями в сегменте. N и L отвечают за расстояние, через какое вязать арматуру на фундамент. Зачастую это 100-300 миллиметров, что зависит от нагрузки на конструкцию. Высоту сегмента делают такой же, а ширину — около 300 миллиметров. При необходимости можно добавить дополнительные линии арматуры, как сделано на рисунке.

Схема вязания арматуры проста и состоит из нескольких шагов:

  • берется кусок проволоки длиной 25-30 см;
  • складывается вдвое;
  • подводим под соединение прутьев цельной стороной;
  • петля цепляется крючком и полностью огибает арматуру;
  • после этого свободный конец кладется на крючок, начинается смотка;
  • крючок нужно вертеть по часовой стрелке до упора;
  • после завершения крючок вынимается, соединение готово.

Путь петли для вязки ленточного фундамента можно увидеть на этой схеме, где единицей отмечены действия до 5 шага, а остальные — двойкой.

Наличие шуруповерта с насадкой упрощает смотку проволоки, а вязальный пистолет самостоятельно проводит весь процесс. С практикой, скорость ручной смотки повышается, как и надежность таких соединений.

Технология армирования

Начнём, пожалуй, с того, что ленточное основание – это монолит, выполненный из стального каркаса и бетона. Именно каркас позволяет монолитной ленте выдерживать несущие нагрузки. Поэтому следует правильно выполнять все этапы его обустройства, в том числе и вязку. Представляем подробную инструкцию выполнения работ по каждому этапу.

Подготовка материала

Чаще всего необходимо приобретать материал разного диаметрального сечения. Более подробные параметры для арматуры в ленточном фундаменте указаны в таблице.

После того, как материал закуплен и доставлен на строительную площадку, нужно подготовить его к работе. Для этого необходимо:

  • рассортировать прутья в соответствии с диаметральным сечением;
  • при необходимости выровнять;
  • нарезать арматуру необходимых размеров.

Далее собирают каркас для ленточного фундамента. Состоит он из горизонтально размещённых прутьев, соединённых друг с другом посредством расположения коротких горизонтальных элементов из стали, связанных между собой проволокой. Одним из важных моментов является правильная вязка арматуры для ленточного фундамента.

Монтаж каркаса

Перед тем как приступить к установке армирующего пояса, обустраивают опалубку. Затем устанавливают два пояса каркаса внизу и вверху траншеи. Нижнюю часть укладывают на некотором расстоянии от дна траншеи. Для этого можно разместить несколько кирпичей и уже на них разместить прутья.

Арматуру в местах соединения необходимо размещать внахлёст. Оптимальной длиной совмещений считается накладка около одного метра.

Далее вбиваем в землю вертикальные прутья фиксаторы и начинаем их привязывать к нижнему поясу. Далее постепенно обустраиваем верхний армирующий пояс.

Вязка арматуры

После процесса вязки прутья не должны двигаться по отношению друг к другу.

Дело в том, что если вязка будет выполнена неверно, то при заливке бетона под его давлением каркас просто развалится. От этого существенно пострадает степень прочности. Как уже было сказано выше, способов вязки существует несколько:

  1. С применением сварочного аппарата. В процессе такой вязки в местах касания арматурных прутьев производят сваривание дуговой электросваркой. Сами соединения получаются довольно прочными, но многие специалисты считают его не очень эффективным, так как в местах сварки теряется прочность металла. Также для соединения стеклопластиковой арматуры данный способ абсолютно не подходит.
  2. Ручная вязка с помощью проволоки. Для этого применяется специальный крюк, который можно приобрести в любом строительном магазине. Для облегчения работы крюк можно вставлять в шуруповёрт.
  3. В последнее время широкое распространение для вязки арматуры начали получать пластиковые затяжки. Но применять их следует, если объём работ небольшой, а также при вязке стеклопластиковых прутьев.

Алгоритм ручной вязки

  • отрезать кусок проволоки длиной около 20 см. Использовать лучше материал из стальной обожжённой проволоки с диаметральным сечением 1,2 – 1,5 мм;
  • подготовленный кусок складываем пополам и пропускаем накрест в местах соединения арматуры. С одной стороны образовалась своеобразная петля, а с другой – концы проволоки. Наложите друг на друга эти две части и скрестите;
  • выполните несколько скруток вручную, затем вставьте крюк и закончите скрутку до конца.

По завершению скручивания проволока должна плотно прилегать к прутьям, но не слишком быть затянутой.

Другие способы соединения арматуры

Для соединения каркаса в ленточном фундаменте используют и другие способы помимо вязки. Это хомуты из пластика, которые ранее упоминались, а также сварка. Их использование имеет ряд преимуществ, но многие предпочитают обычную проволоку. И этому есть причина.

Хомуты из пластика — удобный и простой способ соединения конструкции. Он быстро закрепляется, не требует инструментов и не уступает в надежности после затвердевания бетона. Но у него есть недостатки:

  • цена;
  • слабость соединения до заливки бетоном;
  • неустойчивость к температурам.

Такое соединение дорогостоящее, а его надежность сомнительна до заливки бетоном. При небольших нагрузках арматуру может попросту повести, испортив всю работу до этого. Низкие температуры для хомута губительны, надежность соединений падает при небольших морозах. Поэтому его лучше использовать для быстрых и простых конструкций.

Нужно ли вязать арматуру в фундаменте, когда есть сварка? Это надежное соединение, которое требует лишь опыта и сварочного аппарата. Оно обеспечивает хорошее крепление каркаса и требует минимум средств при самостоятельной работе.

Но недостаток этого способа — потеря прочности арматуры. Металл при тепловом воздействии теряет свои свойства, что особенно влияет на его устойчивость к низким температурам. Поэтому готовая конструкция может попросту лопнуть при первых морозах. Да и времени уходит на него много. Поэтому в вопросе «вязать или варить арматуру» многие предпочитают именно первый вариант.

Начало правильного армирования ленточного фундамента

В ленточном фундаменте основная нагрузка на растяжение ложится именно на арматуру, а на сам бетон ложится нагрузка на сжатие. Поэтому в нем нужно производить армирование правильно, а именно сделать армирование верхней и нижней части, а вот средняя часть не несет на себе никакой нагрузки, поэтому смысл в ее армировании отсутствует. Для долговечности фундамента, нужно качественное армирование, а для этого необходимо правильно выбрать арматуру.

При покупке арматуры необходимо обратить внимание на обозначения на ней.

Так, индикатор С говорит о том, что данная арматура подходит для сваривания и правильно будет ее использовать именно для этих целей, а индикатор К подсказывает, что она имеет стойкость от коррозионного растрескивания. Совет: обратите внимание, что, если на арматуре отсутствуют обозначения, она не подходит для использования в фундаментах. Экономить при покупке неправильно, так как некачественный продукт приведет к тому, что фундамент строения даст трещины, которые впоследствии перейдут на стены.

Для того чтобы вязать арматуру, вам понадобится:

  • арматура;
  • отожженная вязальная проволока 0,8 – 1 мм в диаметре;
  • специальный крючок для вязки (можно использовать пассатижи).

Одному человеку, не имеющему опыта в связывании, будет очень сложно произвести армирование самостоятельно. Лучше заранее найти себе помощника, а лучше двух, которые смогут помочь правильно вязать, так как для установки арматуры в проектное положение потребуется три человека.

Для того чтобы армировать ленточный монолитный фундамент, из арматуры нужно приготовить короба, которые будут иметь квадратную форму в сечении с длиной сторон 350-400 мм. А вот их длина, если, конечно, позволят габариты, должна быть 3 метра. Вязать их лучше заранее, а для этого необходимо просчитать, какое количество коробов понадобится.

Как вязать пластиковую арматуру

Стеклопластик — альтернатива металлу в создании фундамента. Он имеет меньшую стоимость и вес, а его срок жизни куда выше. Но процедура вязки такого каркаса несколько отличается от обычной.

Перед тем как вязать пластиковую арматуру для фундамента, нужно провести точные расчеты — это не металл, который выдержит небольшие погрешности в весе и нагрузке, здесь нужен просчет и точное распределение веса. Расстояние между стержнями при вязке варьируется от 15 до 35 сантиметров, в легких конструкциях иногда доходит до 60.

Для создания основания всегда используются пластиковые поддоны (бобышки), которые позволяют конструкции не проседать при заливке бетоном. Стеклопластиковая арматурная вязка проводится так же, используется проволока или хомуты. При этом не допускается работа без измерений, все соединения должны равномерно распределяться по периметру.

Связывание арматуры ленточного фундамента — процесс простой, но требующий внимания к каждому элементу. От этого зависит итоговая прочность конструкции и надежность готового фундамента. Для этого используются различные инструменты и схемы, но сам процесс довольно прост. Для более подробного объяснения тому, как вязать арматуру ленточного фундамента, стоит посмотреть видео:

Инструкция по сборке и монтажу армированного каркаса

Сначала нужно нарисовать схему будущего каркаса и выбрать тип вязки арматуры. Перед началом работ нужно проверить все подготовленные прутья, если есть ржавчина или изгибы их нужно убрать. Прутья зачищаются металлической щеткой от лишних загрязнений и ржавчины, изгибы и мелкие деформации выравниваются при помощи молотка. Все прутья должны иметь чистый и ровный вид. В землю нужно забить опорные стержни по всему периметру основания и в углах. Чтобы прутья были вертикально установлены, можно использовать отвес. На дно траншеи укладываются кирпичи (не рекомендуется использовать силикатные), опоры из пластика или бутовый камень. Между ними надо оставить небольшой зазор, чтоб бетон правильно распределился. Такие промежутки должны быть оптимальными, не вызывать провисание каркаса. После кирпичного слоя выкладываются прутья для формирования первой плоскости. В углах проволока загибается и заводится на другую грань примерно на 30 см. Если каркас из арматуры превышает высотой 3 метра, нужно возвести подмостки и леса. Для вязки нужно подготовить стержни длиной по 30 см для каждого узла. Отрезок нужно сложить и обернуть по диагонали рядом с отрезком скрещивания стержней. Теперь крючком заходим в созданную петлю на другом краю арматуры. Остатки проволоки протягиваем через петлю. Крючок надо оставить в петле и аккуратно прокручивать по часовой стрелке до полной фиксации. Теперь нужно соединить все прутья – как между собой, так и с опорой.

Отвесом нужно проверить горизонтальность стержней. Если прутья гладкие можно использовать специальный пистолет для вязки. Теперь монтируем продольную плоскость арматуры, она крепится поперек при помощи вертикальных и горизонтальных прутьев. Размер одной ячейки может составлять 150-400 мм. Когда используются гладкие стержни, их нужно подгибать для прочности. Способов, как вязать арматуру для ленточного фундамента (видео в интернете это подтверждают), много, у каждого есть свои минусы и плюсы. Прочность и надежность фундамента при монтаже зависит не только от способа сварки, но и от материала, правильности всех работ и расчетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: