Прялка своими руками в домашних условиях


Прялки бывают разных размеров, формы, они сделаны из разных пород дерева, имеют разнообразный стиль исполнения. В одном конце этого разнообразия можно найти античную салонную прялку с искусной резьбой по дереву, инкрустированную полудрагоценными камнями и слоновой костью, с другой стороны высокотехнологичная электрическая прялка.

Верхняя часть прялки называется матка (1) Боковые стойки (2) поддерживают вращающуюся головку. Их можно сдвигать для установки или снятия катушки (3). Вращающаяся головка (4) U-образной формы, с крючками (5) вдоль лапок. Нить проходит сквозь отверстие (6) впереди головки, над крючками и накручивается на катушку. Нить передвигают с крючка на крючок, чтобы катушка заполнялась равномерно. Катушка вращается медленнее чем головка и нить накручивается на катушку сама. Когда катушка заполняется, ее можно снять и поставить на полочку (7).

Прялка работает как велосипед. Когда ноги стоят на педалях (8) рычаг (9) поворачивает вал (10) который вращает колесо (11). Когда колесо вращается, ремень (12) вращает головку, катушку или их вместе. Это вращение передается волокну и скучивает его в нить.

Для регулировки скорости обратите внимание на следующие части прялки. Блок (13) отвечает за скорость скручивания нити. Его устанавливают на головке. Тормозное устройство (14) давит на катушку замедляя ее вращение. Приспособление для натяжения ремня (15) собственно контролирует его натяжение. Чем оно больше, тем быстрее вращается колесо. Чем быстрее вращается колесо, тем быстрее нить накручивается на катушку. Если ремень ослабить, колесо будет вращаться медленнее, нить медленнее будет наматываться на катушку, но будет более скрученной.

Не имеет значение изысканная прялка или простая, их все равно делят на три группы: с приводом на катушке, на головке или с приводом на оба сразу. Каждый тип прялки прядет некоторые виды пряжи лучше, чем иные, и их все можно использовать для большего разнообразия прядения.

1. Прялка с приводом на катушке. В процессе эволюции первой появилась прялка с приводом на катушке. Когда вы ставите ноги на педали, один ремень вращает катушку, которая увлекает за собой головку. Это самая быстрая прялка из всех, но она не позволяет контролировать толщину нити. Однако, это самый подходящий тип прялки для объемной и новомодной текстурной пряжи и для сдваивания нити. Хотя ее все же можно использовать для прядения и более тонкой пряжи, если нужно много шелка или хлопка — эта прялка может оказаться самой лучшей.

2. Прялка с «двойным» приводом. В такой прялке вращение передается и катушке и головке. Появляется больше возможностей управлять толщиной нити, но падает скорость. Регулирующий тормоз на прялке прост, так как у нее два ремня. Когда вы регулируете вращение катушки, одновременно регулируется и головка и они всегда работают синхронно. Это прекрасная прялка для прядения однородной тонкой или средней толщины пряжи. Многие современные прялки могут переключаться между одиночным и двойным приводом. Большинство древних прядок имеют двойной привод. Такая прялка — второй шаг эволюции.

3. Прялка с приводом на головку. Это самый современный тип прялки. Как и прялка с приводом на катушке она имеет один ремень, который в данном случае вращает головку. Другой ремень передает вращение на катушку. Из всех трех типов эта прялка позволяет лучше всех контролировать диаметр получаемой пряжи и величину скручивания нити. Честно говоря, это самая медленная прялка и она требует большой аккуратности в регулировке. Это самая подходящая прялка для тончайших нитей и такого волокна как кашемир, тонкая мериносовая шерсть и шелк.

Когда найдешь свою прялку, испытываешь замечательное ошеломляющее ощущение, будто заводишь домашнее животное: точно знаешь, что вот эта и есть та самая. Испробуйте как можно больше прялок перед покупкой, иногда их можно взять в аренду. Если у ваших знакомых есть прялки, попробуйте прясть и на них тоже.

На что обратить внимание: Универсальность: Убедитесь, что она может прясть пряжу разной толщины и текстуры. Простота управления: Удостоверьтесь, что можете настраивать прялку. Проверьте, что блок на прялке можно легко устанавливать и снимать. Диаметр колеса: Для начала стоит выбирать колесо среднего диаметра. Большие колеса вращаются быстро и сильно скручивают нить, а маленькие легко останавливаются и нить может быть рыхлой. Вес: Поработайте педалями прялки, чтоб почувствовать их вес. Они должны двигаться плавно и не требовать больших усилий для вращения колеса. Ремень также должен все время оставаться на блоке. Левая, правая или середина: На многих современных прялках матка установлена в центре колеса. Но может быть сдвинута вправо или влево для удобства. Иногда конструкция позволяет передвигать матку в любую сторону. Для первой прялки средняя позиция идеальна. Стиль: Одна из составляющих удовольствия работы — прекрасный инструмент. Выделите время для осмотра разных прялок, чтобы найти себе подходящую. Удостоверьтесь, что прялка подходит вам по размеру, достаточно ли комфортно вам сидеть за ней? Еще один совет: не забудьте о старых прялках. Когда вы научитесь прясть, возможно, вы захотите другой тип прялки, и тогда обратите внимание на прялки уже бывшие в употреблении — они могут стоить дешевле. Однако не стоит покупать с рук первую прялку, возможно, она окажется в нерабочем состоянии, и ее починка потребует дополнительных вложений. Если же вам приглянулась именно старая прялка, попросите опытную пряху осмотреть ее перед покупкой. Продавец, не будучи прядильщиком, может не обратить внимание на разбитые или утерянные части. Также старые прялки рассчитаны на тонкую нить и не всегда поддаются регулировке. Конечно, прялку можно реставрировать, но починка потребует времени и вложений — может быть не самое лучшее для первой прялки.

Что понадобится – подручные материалы

Самый простой способ — прядение вручную с использованием прялки и веретена. Для работы необходимо приготовить некоторые инструменты и материалы.

Прялка

Ручная прялка представляет собой деревянное приспособление для изготовления нитей. Встречаются два вида инструмента:

  • составное изделие, которое имеет вертикальную и горизонтальную детали;
  • цельная прялка изготавливалась из ствола или корня дерева.

Независимо от вида ручной прялки, в итоге она имеет неизменную конструкцию. Горизонтальный нижний сегмент используется для пряхи. Это место именуют «донце». Вертикальная же часть рабочего инструмента включает 2 элемента: лопати или лопаски, шейки или ножки. Работать на таком виде прялки мастерицам приходилось достаточно долго, чтобы получить необходимое количество ниток.

Веретено

Веретено — изделие, полученное из спила дерева. Обычно инструмент выполняют из березы. Однако можно использовать и иную древесину, более дешевую. Процесс изготовления веретена состоит из нескольких этапов:

  • спиленное дерево требуется распилить поперек, после чего выполнить нарезку брусков разных габаритов вдоль ствола, с учетом того, какое по размерам веретено требуется создать;
  • бруски обязательно нужно высушить в печи в течение суток;
  • края изделия закругляют после сушки, используя для этой цели острый нож;
  • с помощью станка придают изделию окончательный вид.

Станки также изготавливают самостоятельно из дерева. Производство подобных изделий считается наиболее дешевым, по этой причине веретено стало доступным рабочим материалом для большинства крестьянских семей.

Шерсть

Кудель (второе название шерсти) требуется предварительно подготовить к процессу прядения. Материал перебирают, удаляют мусор и приступают к расчесыванию. Для этой цели применяют специальные гребенки. Процедура выглядит так: на одну гребенку кладут немного шерсти, другой ее прочесывают. Выполнять манипуляцию нужно до момента, когда кудель не окажется на одной гребенке.

Как выбрать

Когда запланировано получить пряжу, нужно грамотно собрать, а затем отсортировать шерсть. Самую мягкую сложить отдельно, более грубую отделить. Хранить ее следует в коробках либо бумажных пакетах, тканевых мешочках. В полиэтиленовой таре шерсть перестает дышать, из-за чего быстро слеживается. Разрешено хранить продукт в любом помещении, не допуская только попадание на него солнечных лучей.

Прясть лучше счесанную шерсть. Ее нельзя копить годами. Непременно в тару кладите средства против моли. Рекомендовано сортировать материал по цветам, чтобы пряжа получалась равномерной. Для обеспечения ровного цвета перед прядением всю пряжу требуется перечесать несколько раз либо сортировать ее, чтобы получить плавный переход тона — от самого светлого к наиболее темному оттенку цвета.

Присутствие в подшерстке и количество ости влияет на мягкость итоговой пряжи.

Ость необходимо выбирать только вручную. Ни барабаны, ни кардерные щетки ее целиком не уберут — это наиболее трудоемкий и длительный процесс. Чтобы получить пушистую и мягкую пряжу из шерсти мериноса, да еще и тонкую, придется скрупулезно отбирать из пуха всю ость. Из-за этого рекомендуем сразу организовывать процесс сортировки и удаления ости.

Короткую шерсть также получится прясть, хотя остается высокой вероятность осыпания с нее со временем пуха. Лучше к ней добавлять немного длинных волокон при перечесе либо прясть, используя в качестве основы полушерстяную или тонкую шерстяную нить.

Непосредственно перед прядением требуется постирать заготовленную шерсть. Она сохнет больше суток — это нужно учитывать. Когда материал целиком высохнет, его нужно снова перечесать несколько раз, выбрать ость. Эти частички тяжелее пуха, поэтому от качества переборки зависит вес готового продукта.

Гребенки

Техника прядения с гребенками подходит, если обрабатывают достаточно длинные волокна. Такая пряжа получается наиболее гладкой и тонкой, очень плотной. В итоге пряжа становится прочной.

Поверья [ править | править код ]

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчёлы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка считалась лучшим подарком девушке от жениха и замужней женщине от мужа. Обычно у каждой женщины имелось несколько прялок, которым придавалось ритуальное значение. Их расписывали различными сюжетами, часто изображалось мировое древо [7] .

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.

У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».

Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придёт за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадётся плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.

Как подготовить шерсть к прядению в домашних условиях

Шерсть перед прядением нуждается в скрупулезной предварительной подготовке. Сначала необходимо ее перебрать, полностью удалив все постороннее. Затем шерсть аккуратно расчесывают. Такую процедуру удобнее делать, используя специальные гребенки. На одну из них следует положить немного сырья, расчесывая его другой до момента, пока на первой не останется материала.

Сырье готово, когда любую отдельную шерстинку удается без усилий вытянуть из массы.

Хорошо вычесанный материал необходимо сложить в отдельные коробки. Лучше его сразу сортировать по оттенкам.

Очистка и стирка

Перед прядением требуется перебрать волокна, очистить их от мусора, хорошо расчесать и выстирать, после высушить. Хотя легче прясть нестиранную шерсть, но она обладает специфическим запахом и может быть сильно загрязненной. Для устранения аромата шерсть рекомендовано залить слегка подогретой водой, периодически меняя жидкость в течение пары дней.

Стирать материал требуется в сетчатых мешках. Если их нет, вполне допустимо применять гардинное полотно, негодные колготки. При грязном состоянии шерсти стирать ее требуется в нескольких водах. Сначала набирать горячую жидкость, чтобы надежно удалить жир вместе с налипшим песком и грязью. Поможет справиться с задачей любое средство, предназначенное для стирки шерстяных изделий. После первой процедуры материал необходимо хорошо выполоскать. Когда все этапы стирки завершены, шерсть обязательно обрабатывают антистатиком, тогда она не будет при работе электризоваться. Одновременно такая процедура улучшает запах продукции. Про характеристики ткани твил узнайте тут.

Как расчесать

После просушки сырье необходимо расчесать специальными щетками либо кардочесом.

Сначала на нее следует наложить клок материала, а затем расчесать его иной щеткой, повторяя процедуру несколько раз. Должны получиться отдельные кудели. Где применяют ткань холст узнайте здесь.

Мероприятие позволяет добиться у сырья его однородности по плотности. Благодаря этому позже и готовая нить станет однородной по цвету и толщине.

Способы ручного прядения

Процедуру прядения можно выполнять без основы либо с ней. Для основы рекомендовано применять шерстяную или акриловую нить. Полученное изделие станет эластичным, оно хорошо держит форму. Хотя освоить такое рукоделие сложно, при достаточной сноровке и терпении все непременно получится. Если прясть шерсть без предварительной стирки, снятую с веретена либо катушки нить требуется перемотать снова в пасмо, затем связать цветной ниткой в двух точках и постирать. Про ткань журавинка для пошива одежды расскажет этот материал.

Видео

Как подготовить шерсть к прядению смотрите в этом видео:

Популярные статьи

В данном мастер-классе я подробно опишу процесс прядения собачьей шерсти на деревянной прялке Скай-5. Это же описание вполне подойдет владельцам любых других прялок с аналогичным типом вертушки. Незначительная разница может быть только в способе смены катушки, которую можно найти в руководстве производителя.

Итак, у нас есть чистая, уже перечесанная собачья шерсть, то есть кудель. В моем примере, это шерсть колли. И собираемся мы спрясть классическую ссученную нитку, то есть такую, которая состоит из двух нитей скрученных косичкой, как на фото.

В качестве основы я использую обычную швейную бобину, подходящую под цвет к шерсти. Подойдет 40-ка или 50-ка. Готовая пряжа у меня получается приблизительно толщиной со спичку. Стремиться к этому можно, но совершенно не обязательно. Каждая пряха, в итоге, приходит к своей любимой толщине, как говорится «под свою руку». Но, по скольку, весовые замеры я делала со своей пряжи, небольшая разница в толщине вашего прядения или использование другой основы, естественно, дадут другие нормы, которые вы уже сами вычислите в процессе работы.

Итак, основа. Я никакую фирму конкретно не рекламирую, но на фото то, что вполне устраивает. Главное, что там 5000 м и написано «40s» или «50s».

В стандартном комплекте к прялке идет три катушки. На две катушки мы будем прясть, а на третью ссучивать.

Теперь обо всем по порядку. На стандартную катушку вмещается 100 гр готовой пряжи. В принципе, к этой норме стремятся все производители с незначительными отклонениями. Исключение представляют прялки, рассчитанные на супер-арт или буклированную пряжу. Их сразу видно по огромным входным кольцам и крупным крючкам на вертушке. Но в этом мастер-классе мы их рассматривать не будем. Сейчас наша задача — сделать классическую, ровную нитку из собачьей шерсти, подходящей для вязания на спицах средних номеров. Прялка наша, соответственно, стандартная.

Вес готовой пряжи 100 гр. Состоит она из двух нитей, то есть на каждую одиночную нить приходится половина этого объема — 50 гр. Несколько грамм в каждой катушке займет основа. Значит необходимо взвесить две порции шерсти, приблизительно по 47 гр. Для этого нам понадобятся весы. Чем точнее, тем лучше.

Пакетик желательно раздобыть потоньше, чтоб не сильно влиял на вес.

Итак, вот они, наши 47 грамм. Можно их прясть.

Устанавливаем катушку, повернув ее сторону с прорезью от входного кольца прялки.

Устанавливаем заднюю планку головы прялки и прикручиваем снизу барашком.

Теперь перекидываем суровую нить, закрепленную на голове прялки через прорезь катушки и надеваем резинку на крючок с обратной стороны. В европейских моделях на месте резинки может быть тонкая пружина. На общий смысл это не влияет.

В нормальном рабочем положении резинка (или пружина) должна быть только слегка растянута, так, чтобы суровая нитка не провисала. Нить эта служит для притормаживания катушки, которая будет крутиться вместе с вертушкой, в результате чего происходит намотка пряжи. Чем больше натянута резинка, тем сильнее прялка будет тащить нитку из ваших рук.

Русские прялки

НОВОСТИ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БИБЛИОТЕКА КАРТА САЙТА ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ Биографии мастеров Живопись Скульптура Архитектура Мода Музеи

Прялка и веретено — древнейшие орудия женского труда.

Труд пряхи и ткачихи издавна почитался у всех народов. Образ пряхи, то лирический, то поэтически-возвышенный, встречается в сказках, мифах, в творениях Гомера. В античном мифе три богини судьбы — Парки прядут нити человеческой жизни. У древних греков пряхам покровительствовала Афина, у славян — языческая таинственная Мокошь, а позднее, в средневековой Руси — Параскева-Пятница.

В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.

Русская прялка — это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха. Делали прялки и из единого куска дерева — пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня — донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли «копани», «копылы», «кокорицы». О «прялице-кокорице» часто упоминается в северных русских песнях.

Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи — посиделках — и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.

Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец — дочери, муж — жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.

Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.

С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Но орудие древней конструкции не было вытеснено. Причины тому различные. Самая существенная, видимо, в том, что на самопрялке нельзя выделать тонкую пряжу. Лучшие сорта ниток пряли по-старому, на веретене. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.

В фондах отдела народного искусства хранится более 800 прялок разных районов России. Когда-то небольшая, но ценная коллекция их после Великой Отечественной войны стала быстро пополняться новыми экспонатами, приобретенными во время многочисленных экспедиций. Резные и расписные прялки почти во всем своем разнообразии представлены в экспозиции музея.

Самый старый предмет коллекции — длинное, потемневшее от времени донце прялки. Оно имеет дату, что является редкостью. Примечательна украшающая донце резьба. Узоры, сохранившие почерк руки резчика, как бы открывают нам процесс работы мастера. Он применил различные техники резьбы: контурную и трехгранновыемчатую, глубокую и плоскую. На узкой части доски возле выступа для крепления стояка он сделал ряды простых мелких порезок-зубчиков, косых врезов, будто пробовал остроту ножа. Потом вырезал два треугольника и розетку. Все мотивы расположил плотно. У выступа — начало развития орнамента, своеобразный его зачин. Мастер работает, импровизируя. По мере того как плавно расширяется донце, узор становится крупнее, сочнее, контрастнее по отношению к плоскости доски. Это дуговидные полосы «в елочку», выполненные контурной резьбой, энергично вырезанные трехгранные фигуры, в углублениях которых сгустились тени. Далее во всю ширь донца распластались розетки: шестилепестковый цветок и вихревое «солнце». Они мягко играют светотенью в окружении неглубоких выемок. Композицию мастер замкнул крупными квадратами. Закончив резьбу, он в двух местах поместил дату: «1783 году».

При косом освещении на нижней части доски хорошо различимы контуры неуклюжего коника с ногами в виде углов (так в вышивке изображают ноги животных). Видимо, природную форму непривычно было изображать резчику, его рисунок напоминает детский. А традиционный геометрический узор исполнен артистично, свободно.

Деталь донца прялки. 1783

Подобные, достигающие метровой длины донца с резьбой, а иногда и скульптурными ручками, бытовали в пределах Московской и Рязанской губерний, а также в степных губерниях, западнее Волги: в Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской. Главным мотивом украшающих их узоров была крупная лепестковая розетка с глубокими ладьевидными вырезами.

На Волге наиболее известны донца Горьковской области, так называемые городецкие, тщательно украшенные геометрической резьбой или сюжетными резными и живописными изображениями. Их изготовляли в деревнях по реке Узоле, притоку Волги, продавали поблизости, в Городце. Вывозили их и во Владимирскую губернию и сплавляли на лодках вниз по Волге. Поэтому, например в Симбирской губернии, эти донца называли «лодошными».

Городецкие донца отличает особый декоративный облик. Посмотрим на донце середины XIX века. У него короткая и широкая доска. Ее обрез овальной формы подчеркивает переход от плоскости донца к выступу для крепления гребня. Последний имеет вид усеченной пирамиды. Поверхность доски украшают гротескные изображения: женская фигура в карете и кучер, погоняющий коня. Конь под огромной дугой невелик ростом, но подчеркнуто могуч. Он быстро бежит на тонких ножках-скобочках. Основные детали изображений выполнены изысканной и динамичной техникой скобчатой резьбы: нож то ведет тонкую контурную линию, то, ложась под углом к доске, делает углубленный врез, и снова такой же врез, но уже в противоположную сторону. Так образуются выпуклые листья, цветы, детали костюмов, человеческих фигур, которые, однако, не выступают над поверхностью доски. Пластическая резьба сочетается со вставками из кусочков мореного, выдержанного в воде дуба. На рассматриваемом донце туловище коня, кафтан и шапка кучера, декоративные кружочки на дуге вырезаны из дубовых плашек и вставлены в более светлую осиновую доску.

Донце прялки. Перв. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

С 1870-х годов трудоемкую резьбу на прялках сменила клеевая роспись по меловому грунту. Это было не так уж неожиданно. Донечники-резчики и раньше любили подкрашивать свои изделия, но теперь надо было поспевать за все возраставшим спросом. Применение росписи ускоряло процесс изготовления прялок. Мастера изображали всадников, птиц, цветы, сцены застолий, гуляний. Появились и сюжеты на военные темы. Роспись была довольно сложной. Быстрые и широкие мазки кисти сочетались с тонкими прорисовками контуров фигур, деталей костюмов, обстановки. Белые и черные линии ложились кружевом поверх основного красочного пятна. Цветовая гамма составлялась из светлых радостных тонов розовой, сиреневой, малиновой, желтой, голубой красок. Первоначально городецкие росписи были по цвету более сдержанными, исполнялись в теплых сближенных тонах или с применением небольшого набора красок. Например, в верхней части одного из донец на желтом поле изображены два всадника по сторонам фантастического цветущего дерева с птицей на вершине. Ниже, на красном поле — чаепитие у самовара и приход гостей. Красный, желтый, синий, зеленый — вот все цвета росписи. Краски расходовали экономно, но достигали большого декоративного эффекта. В крестьянских избах такие донца-картины по окончании работы пряхи вешали на стену, наравне с лубками.

Прялка. 1927. Ржевский р-н Калининской обл

Прялка. XIX в. Ярославская губ

Прялка. 1847. Ярославская губ

Прялка. XIX в. Наргопольский уезд Олонецкой губ

Донце прялки. Втор. пол. XIX в. Район Городца Нижегородской губ

Есть в коллекции музея прялки из других районов России с разнообразными формами стояков. Одна прялка, например, состоит из доски, врубленной под прямым углом в другую. Прялка кажется архаичной, хотя и сделана в 1927 году. Она происходит из Ржевского района Калининской области (бывшей Тверской губернии). Ее массивная лопасть переходит в фигурную широкую ножку. Лопасть украшена двумя кругами с вписанными в них вихревыми и лучевыми розетками. Некрупный, полный динамики узор смягчает ощущение огромности, неподвижности тяжеловесных форм предмета. Вместе с тем простой орнамент прялки находится в удивительном согласии с ее силуэтом. В XIX веке не только в Ржевском, но и в соседних районах юга Тверской губернии делались подобные прялки-«монументы».

Из Ярославской губернии происходят стройные прялки-«башенки», прорезанные ярусами арочных окошек. Башенка — это ножка прялки. Она крепится в пирамидальный, украшенный резьбой выступ донца. Башенка с ювелирно тонкой резьбой и прекрасно найденными линиями силуэта — главный художественный элемент прялки этого типа. Ее маленькая лопастка то оставалась гладкой, то скромно орнаментировалась.

Ножки некоторых ярославских прялок представляют собой пучки витых колонок или граненые тонкие столбики. В этом проявилось глубокое понимание архитектоники предмета, воспитанное у мастеров на местных образцах архитектуры, на предметах прикладного искусства: шатровых храмах и колокольнях, резных белокаменных колонках и деревянных светцах.

На севере Ярославской области (в Любимском, Даниловском районах) делали прялки-«терема». Они имеют широкую ножку, переходящую в ромбовидную лопастку. Вершина лопастки прорезная. Если присмотреться, то узнаешь в прорезях дерево с птицами на ветвях и парой конских головок у его основания — древо жизни. Удивительно, как стойки древние символические образы в крестьянском искусстве. В XIX веке они все еще соседствуют с образами, отражающими реальную жизнь. Работая ножом и долотом, мастера на таких прялках контурной и ногтевидной резьбой изображали высокую башню со шпилем, часами-розеткой и воротами. Отсюда и название прялки — «терем». А ниже помещали сцены праздничных чаепитий, хороводов, плясок, езды на санях. Например, на одной из прялок с датой 1847 года изображена беседа двух девиц в головных уборах, украшенных лентами, а ниже хоровод из трех фигурок. Все персонажи охарактеризованы с явным оттенком шутки.

Прялки. Кон. XIX в. Онежский и Польский полуостров, Архангельская губ

Особенно широко представлены в коллекции северные прялки. Это прялки-лопаты. В основном их лопасти украшала геометрическая трехгранноdыемчатая резьба Pi3 розеток, треугольников, ромбов, пересеченных квадратов и роспись. Узор ножки подчинялся декоративному убранству лопасти, а донце если и украшалось, то крайне редко.

Из Вытегорского и Каргопольского уездов бывшей Олонецкой губернии происходят монументальные прялки с вытянутыми лопастями на сравнительно коротких ножках. Здесь, в деревнях по берегам Кенозера, экспедицией Русского музея недавно были найдены прялки неизвестного до сих пор типа. Их отличает огромная лопасть, увенчанная пятью резными кружками. Почти вся лопасть и совсем коротенькая ножка покрыты трехгранной резьбой. Узоры ложатся четкими, организующими плоскость полосами, треугольниками, кругами. Особенно надо отметить нигде более не встречающийся мотив резьбы, названный кенозерским: веерообразно расходящиеся лучи, заполняющие квадраты, круги. То лучи идут цепью в одну сторону, то навстречу друг другу, в местах соединения образуя ребро. Поэтому узор начинает казаться выпуклым. Кенозерская резьба дополняется росписью; изображения цветов, ветвей написаны звучно, масляными красками. Таким орнаментом любили украшать в этих местах и сундуки, шкафчики, дуги, тонкие стенки — переборки в избах, выносы кровель.

Отдельную группу составляют поморские прялки с Онежского полуострова и Терского берега Кольского полуострова. Лопастки их вытянуты и заметно расширены кверху, завершаясь прорезными навершиями. Такие прялки вырезались рыбаками и зверобоями на Белом море во время трудного и опасного весеннего морского промысла. В дело шли захваченные с собой или выловленные в море куски досок. Хрупкие лопастки насаживались на высокие точеные ножки, изготовлявшиеся местными столярами. Узоры прялок с Онежского полуострова похожи на скопления звездочек, снежинок или прихотливые геометрические арабески. Эта неглубокая трехгранновыемчатая резьба сочетается с прорезями и контурной резьбой, реалистически изображающей рыб, птиц, северных оленей. Их миниатюрные выразительные фигурки помещаются среди кругов, заполненных мерцающей от игры светотени мелкой резьбой. Перенимая мастерство от дедов и отцов, из поколения в поколение поморы делали прялки только своим близким на память о себе, часто снабжая их на оборотной стороне надписями, которые называли летописью. Иногда они бывают обстоятельными и звучат торжественно, например: «1899 года месяца апреля 6 дня делана на зимнем море были под Сосновцем в 30 верстах от земли. Прялка девицы Овдотьи Ларивоновой. Преди прялку береги за отца бога моли». Видимо, за неповторимость, индивидуальность облика здешние прялки прозвали «рожицами», а за стройность сравнивали с пером птицы.

Экспедиции на Белое море позволили собрать в Русском музее одну из лучших коллекций прялок этого района.

Несколько разновидностей лопатообразных прялок происходят с рек Сухоны, Кокшеньги, Тарноги, Северной Двины и Мезени.

Неизвестные ранее прялки впервые обнаружены экспедициями Русского музея в 1950-е годы на Сухоне в селе Нюксеница и деревнях Устье Городищенское и Березово. Самая ранняя прялка из Нюксениц относится к первой половине XIX века. Она украшена крупной трехгранновыемчатой резьбой: двумя квадратами — большим и на нем маленьким, заполненными внутри узором, так что в целом изображение по силуэту напоминает ларец-теремок, какие делали в Устюге. Суровая простота декора то подчеркивает плоскость доски, то выявляет ее толщу.

Деталь прялки. XIX в. Пермогорье, Вологодская губ

Прялка. 1920. Нюксенский р-н Вологодской обл

Из Устья Городищенского, в прошлом веке известного на Сухоне своей ярмаркой, происходит прялка 1920 года с надписью «Р. [резал] Анд. [Андрей] Па. [Павлович] Золот [Золотков]». Ее крупная лопасть украшена золотой розеткой с четко прорезанными лучами. Вокруг в строгом ритме располагаются окрашенные в серебро полурозетки и четверти розеток. Они горят, как солнце и звезды, на светло-голубом фоне центрального поля. А выше — красное поле. На нем ряды стеклянных и деревянных бусин в круглых отверстиях доски. Ножка поверх резьбы ярко раскрашена. Городищенские прялки — будто деревенские красавицы в нарядной одежде с бусами.

На Северной Двине и Мезени прялки украшают графические росписи — северодвинская и мезенская. Истоки этих видов росписи с их традициями уходят в глубь веков, к богатой художественной культуре Древней Руси.

Центры северодвинских прялок (села Пермогорье, Борок, Нижняя Тойма, Пучуга) впервые установила экспедиция Загорского Музея-заповедника в 1959 году. Открылись новые возможности их изучения и собирания. Исследователи узнали и имена мастеров, работавших со второй половины XIX века по 20-е годы XX столетия. Коллекция северодвинских росписей в Русском музее насчитывает теперь около 200 произведений XIX — начала XX века.

Расскажем о двух прялках. Одна из Пермогорья, еще в XVII веке тесно связанного с крупнейшими культурными центрами Севера — городами Великим Устюгом и Сольвычегодском. Стройная, сравнительно небольшая лопасть прялки с ромбовидными навершиями-городками переходит в плавно суживающуюся ножку, по краям украшенную рядами резных кругов. И городки, и свешивающиеся внизу лопасти гирьки-сережки имеют на концах шишечки. Уже форма прялки, изобилующая резными деталями, говорит о богатой местной традиции декоративного искусства. На светло-желтом фоне черной краской прорисованы контуром веерообразные листья и стилизованные цветы и ягоды на ветвях, образующих своими изгибами сердцевидные мотивы. На лицевой стороне лопасти среди побегов — птица с раскрытыми крыльями, на оборотной — вещий Сирин в короне. Контуры заполнены красной, желтой и зеленой краской. Манера росписи близка графическим приемам миниатюр, украшавших рукописные книги на Двине. Спокойный, уравновешенный орнамент росписи, сделанной в XIX веке, своими формами и композицией как бы воскрешает стиль растительных орнаментов XVII столетия.

Но не только старинной сказкой веет от северодвинских прялок, как может показаться сначала. В их росписи, как и в росписи местных туесков, хлебниц, иногда мы видим и целые рассказы из жизни местных крестьян. Такие повествовательные композиции создавал, например, Яков Ярыгин, работавший в первой половине и середине XIX века. Он изображал и живописца за росписью дуги, и женщин за ткацким станком, за прялкой, швейкой, и сцены застолий.

Прялка. Перв. пол. XIX в. Нюксеница, Вологодская губ

Прялка. XIX в. Пермогорье, Вологодская губ

Другая северодвинская прялка сделана в 1927 году почужским мастером Федором Филипповичем Кузнецовым. Лопасть прялки гармоничных пропорций и фигурная высокая ножка покрыты мелколистным узором из кудрявых ветвей на белом фоне. Среди ветвей — кони, один зеленый, другой серебряный. Они везут разукрашенную кибитку. Выше в арочном обрамлении поверх листочков сусального золота написано красное дерево. На его вершине сидят птицы. Прялки на Двине расписывались по меловому грунту и покрывались олифой или покупным лаком.

Рядом с праздничным горением красок северодвинских прялок росписи мезенских мастеров кажутся строгими и несколько сумрачными. Но в них своя красота. Прялки делали в селе Палащелье и еще в нескольких деревнях по Мезени.

Исследователи народного искусства считают мезенские росписи прялок наиболее архаичными среди всех остальных. Действительно, в них будто оживает древняя техника росписи по дереву. Сажа и береговая красная глина — их краски, связующее — раствор смолы лиственницы в воде. Роспись наносилась прямо на дерево палочкой и тетеревиным пером. Сурик стали применять с конца XIX века. Росписи покрывали олифой. Мезенские узоры — полосы из квадратов, треугольников, вертикальных и косых черточек, штрихов — близки к геометрическому стилю резьбы по дереву. Мезенские мастера в отличие от северодвинских не знали графического рисунка, близкого книжной миниатюре, не знали плавных изгибов певучих мазков кисти, переходящих в тонкие росчерки. Они в совершенстве владели только своими самодельными орудиями и выработали изящную каллиграфическую манеру рисунка-скорописи, который при небольшом наборе элементов позволял свободно варьировать и комбинировать мотивы.

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей. В ней — геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки-пушинки, и самые главные изображения — ряды оленей и коней. Они силуэтны. Головы и спины намечены черным контуром, туловище — красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки следуют одна за другой. Ритмичные повторы их очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор. Ряды животных означают бег стада и табуна, хотя изображения лишены всякого намека на жанровость. При таком своеобразном орнаментальном подходе, при всем лаконизме художественного языка в росписи проявляется поэтическое отношение мезенских мастеров к природе, основанное на ее глубоком понимании.

Изображения птицы, оленя, коня сохранялись неизменно в росписи прялок вплоть до 1930-х годов, когда производство в Палащелье почти заглохло. Устойчивость этих образов объясняется их жизненной основой. Жители Мезени веками занимались птицеловством, собирая гусиный пух на продажу, разведением оленей, выращиванием лошадей, пригодных для извоза. Лошадей местной породы — «мезенок» — продавали в другие районы Севера.

Прялка. 1927. Пучуга, Архангельская обл

Прялка. Кон. XIX — нач. XX в. Мезенский уезд Архангельской губ

На оборотах мезенских прялок мастера помещали жанровые рисунки. Главное место среди них занимают сцены охоты. Изображение корабля то же можно считать типичным. Корабли рисовали с любовью к деталям, сопровождали надписями, вроде: «Пароходъ Ермакъ ледоколъ Тихого окияна». На одной из прялок Русского музея, сделанной в 1900 году Михаилом Новиковым, нарисован пароход «Мезень». Такой действительно существовал. Он принадлежал Русановскому лесопильному заводу в устье реки. В 1880-х годах он был «одним из самых старых, с постукивающею машиною, вздрагивающими колесами и значительно искривленной палубою», как писал о нем современник. Но мезенский мастер изобразил этого ветерана кораблем-красавцем. И на прялке 1901 года работы Никифора Федотова по волнам плывет винтовой корабль с острым форштевнем и бушпритом, с двумя трубами, рассыпающими искры в клубах дыма. Подпись: «Пароход Салавецкий в Онегу 1895». Такой корабль тоже не выдумка. «Соловецкий» принадлежал монастырю и совершал рейсы по Белому морю. Подобные рисунки на прялках искренни и наивны. В них проявляются жадный интерес народных мастеров к действительности и желание правдиво ее отобразить.

Таковы наиболее распространенные типы русских прялок, с которыми можно познакомиться в музее. В них очень явственно проступает одна специфическая особенность народного искусства — его импровизационность. Предметы, веками сохраняющие традиционную конструкцию, получают все новые и новые решения формы и декора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: